"Алкоголик всегда пьёт столько, сколько есть". Как понять, что близкий человек стал зависимым?
С наркологами и психологами разбираем, нормально ли каждую пятницу после работы ходить в бар за выпивкой и позволять пивка в выходные."У меня перемежающаяся форма пьянства. Это такая форма алкоголизма, когда трезвых дней становится всё меньше и меньше", – рассказывает житель Алматы Жандос Ибрагимов (имя и фамилия изменены по просьбе рассказчика), который был алкозависимым более 10 лет, а четыре года назад перестал пить.
Он, как и, наверное, многие, начинал выпивать со студенческих лет – шумные вечеринки, вылазки за город, нескончаемые праздники. Но если для одних такие формы отдыха не влекут зависимости, то для других чреваты привыканием, когда безобидная, на первый взгляд, выпивка, становится желанным, а порой и единственным способом расслабиться. Так вредная привычка становится регулярной и незаметно перерастает в зависимость, руша семьи, здоровье, жизни.
Мы поговорили с теми, кто избавился от алкогольной зависимости, и с врачами, которые дали советы, как понять, что вашему близкому нужна помощь, чтобы вытащить его из нетрезвой реальности.
"Я искренне считал, что независим от спиртного"
"Помню, супруга была беременна, а я всё чаще не приходил после работы домой, пропуская стаканчик-другой с такими же уже зависимыми друзьями, знакомыми. Любимая жена стала меня раздражать, порой срывал на ней свой гнев и агрессивно реагировал на её просьбы заканчивать с этим делом. Наставления родителей и родственников были тщетны. Я искренне считал, что независим от спиртного", – продолжает Жандос Ибрагимов.
Ссоры с женой участились. Наконец, пристрастие к пагубной привычке лишило мужчину и работы. Новое место только загнало его в депрессию.
"От понимания того, что я не состоялся в жизни к своим 30 годам, я страдал и всё больше погружался в депрессию от своей несостоятельности. С работы уволился, почти год находился в поисках другой, но не находил. Или не хотел... В период своего пьянства я даже не понимал, когда именно стал зависим. Через несколько лет ушла любимая супруга. Мы развелись, только потом, бросив пить, я понял, как ей было тяжело", – признаётся Жандос.
В 2017 году после очередного запоя оказался в больнице с высоким артериальным давлением, острой болью, трясущимися руками и отёчным лицом.
"Я лежал на кушетке, вся жизнь промелькнула перед глазами. Я вдруг понял, на что её потратил, почему ушла любимая жена, что будет думать обо мне подрастающий сын, и как мне стыдно перед отцом, чьи надежды я так и не оправдал", – вспоминает Жандос Ибрагимов.
Читайте также: "Скорость" – такой психоделик, который стирает личность". История экс-наркомана
После выписки из больницы мужчина обратился к профессиональному психологу, так как самостоятельно бросить пить не мог, но и смотреть, как его жизнь катится по наклонной – тоже не мог.
"Я благодарен своему психологу, он помог мне снова найти себя, вспомнить утраченные ценности. С его помощью я прошёл лечение, состоял некоторое время в клубе анонимных алкоголиков и наблюдался в наркологической клинике, где мне помогли понять, что алкоголизм – это болезнь. Самое трудное – это принять и осознать, что ты реально зависим от спиртного, что твоё поведение меняется, и от этого страдаешь не только ты, но и близкие люди", – говорит Жандос.
Сейчас жизнь мужчины кардинально изменилась. Несколько лет назад он основал небольшую логистическую компанию. Хотел помириться с супругой, но оказалось, что её жизнь уже наладилась. Мужчина надеется наладить и свою.
"Если человеку необходимо раз в неделю выпить алкоголь, можно говорить о первой стадии зависимости"
По словам транзактного аналитика и последователя логотерапии Московского института психоанализа Гани Айдарова, в сегодняшнем социуме пойти выпить в баре каждую пятницу после работы и позволить себе пивка в выходные считается нормой. Но сложно сказать, станет ли это отправной точкой для алкоголика, потому что для каждого человека частота выпитого, которая приводит к зависимости, индивидуальна.
"Алкоголь влияет на такие рецепторы, которые производят анксиолитическое (убирающее тревогу), раскрепощающее и поднимающее настроение действие. Но нужно помнить, что алкоголь в классификации психоактивных веществ является депрессантом, и основное его действие как раз угнетающее, что и проявляется на следующий день. В среднем, если человеку необходимо даже раз в неделю регулярно выпить алкоголь, чтобы расслабиться (другого способа он не знает), то уже можно говорить о развитии первой стадии зависимости", – объясняет Гани Айдаров.
Первая стадия проявляется явным психомоторным оживлением при виде алкоголя.
"Когда человек становится как юла. У него приподнятое настроение и яркий блеск в глазах при перспективе выпить, то есть человек понял, что скоро он выпьет и уже выделяется гормон радостного предвкушения – дофамин. Это ни с чем не спутать", – продолжает Гани Айдаров.
Вторая стадия алкогольной зависимости характеризуется тем, что зависимый не хочет говорить об этой проблеме, отрицает, что он алкоголик, даже если весь дом уже завален пустыми бутылками и близкие, конечно, давно поняли, что он стал зависим.
"Третья стадия – зависимый выпивает столько, сколько дадут и не остановится по своей воле, то есть алкоголик всегда пьёт столько, сколько есть. Это аксиома. Он не может цедить весь вечер один "Апероль Шприц" (слабоалкогольный коктейль. – Авт.) или 100 грамм 12-летнего виски. Это чёткий и работающий признак", – отмечает психолог.
Читайте также: Что такое синтетические наркотики, как они встраиваются в культуру и как понять, что близкому человеку нужна помощь?
Психика человека, злоупотребляющего спиртным, меняется быстро. Мозг начинает требовать стимуляции гамма-аминомасляной кислоты (тормозной нейромедиатор в нашем мозге), дофаминовых и опиодных рецепторов.
"Человеку хочется повторить иллюзию лёгкости, раскрепощённости, ощущения уверенности в себе. На второй стадии алкоголизма он начинает испытывать психотические эпизоды – симптомы, близкие к шизофреническим. Известная в народе "белая горячка" является, по сути, краткой шизофренией, далее развивается алкогольная энцефалопатия, при которой воспаляются и повреждаются клетки головного мозга. Это сопровождается амнезией, полным отсутствием возможности заснуть. Купирование острого алкогольного абстинентного синдрома происходит труднее, чем опиатного (героинового), а болевые симптомы и бессонница проходят гораздо тяжелее", – объясняет транзактный аналитик.
Случаи смерти и инфаркта при похмелье также намного чаще, в то время как здоровью наркомана в процессе "ломки", как правило, реально ничего не угрожает. Психолог советует родным и близким, проживающим с зависимым человеком, избегать открытой конфронтации и обвинений, потому что алкоголик редко сам признаёт свою проблему, а пока этого не случится – излечение невозможно.
"Вы моментально загоните себя и его в треугольник Карпмана (преследователь – спаситель – жертва. – Авт.). Это лишь усилит его чувство вины, иллюзию, что его "никто не понимает, и он никому не нужен", и даст повод для развития его зависимости. Зависимые люди – это люди, застрявшие в своё время на оральной стадии развития, они перманентно чувствуют холод и пустоту в душе. У алкоголика практически отсутствует здоровая критичность и способность оценки себя", – говорит Гани Айдаров.
Психолог советует спокойно поговорить с алкозависимым, дать понять, что вы рядом, готовы поддержать его в битве с зависимостью. Чтобы ему бороться – необходимо постараться увеличить теплоту и искренность в отношениях, не обвинять его, но четко дать понять, что алкоголизм – это не выход, а перспектива потерять всё.
"Если алкоголизм уже запущен (в третьей стадии), и ваш близкий испытывает состояние острой алкогольной абстиненции, то конкретно вы уже никак помочь не можете. Только положить в клинику на реабилитацию и детокс, но это поможет только физиологически. На таком этапе это уже битва между самим зависимым и алкоголем", – объясняет Гани Айдаров.
Самостоятельно побороть эту пагубную привычку не просто.
"В международном справочнике алкогольная зависимость считается хроническим расстройством личности, и будет сопровождать человека всю жизнь. Такие популярные личности как Стивен Кинг, например, признают, что они всё ещё являются алкоголиками даже спустя многие годы "завязки". Если человек найдёт мощный экзистенциальный ресурс (любимую работу, семью), и если он обладает морально-волевым запасом, то бросить самостоятельно возможно, но только в начале развития второй стадии алкоголизма. Зависимый чётко должен понимать, для чего ему нужно бросить, и что за этим препятствием его ждёт", – заключает транзактный аналитик.
"К третьей стадии зависимые чаще пьют слабый алкоголь, обманывая себя мыслью, что они не зависимы"
По словам врача нарколога-психотерапевта Даулета Исанова, признаки алкоголизма чаще всего начинаются с того, что пропадает рвотный рефлекс, утрачивается количественный, ситуационный и качественный контроль над употреблением спиртных напитков, а человек становится равнодушен ко многим окружающим факторам, кроме своей зависимости.
"При первой стадии зависимые испытывают труднопреодолимое желание употреблять алкоголь, при второй – у них начинает вырабатываться выносливость к алкоголю, то есть человек употребляет спиртное значительно больше, чем раньше. Например, если при первой стадии пациент употребляет одну или максимум две бутылки (по 0,5 литра) водки в сутки, то при второй стадии эта доза может вырасти до трёх-четырёх бутылок в день. К третьей стадии выносливость к алкоголю значительно снижается – пациенты не могут употреблять тяжёлые напитки, как правило, чаще всего пьют вино, шампанское, пиво. Тем самым они сами себя обманывают, оправдывая тем, что пьют слабый алкоголь, и они вовсе не зависимы. На самом деле это следствие того, что у них выносливость организма понизилась", – объясняет Даулет Исанов.
На третьей стадии происходит деградация личности, порой с необратимыми последствиями для психики.
"На этой стадии употребление алкоголя почти ежедневное. Если зависимый не употребляет его на третьи-четвёртые сутки, у него возникает белая горячка, которая чаще всего проявляется в виде галлюцинаций – звуковых, видимых. Здесь родные уже мало чем могут помочь. Зависимому могут помочь в больнице, республиканских наркологических клиниках. Лечение длится от двух месяцев до двух лет. При принудительном – это детоксиационная терапия и изоляция, то есть когда пациент находится в больнице и не может выйти", – говорит нарколог.
Читайте также: Что такое аэрофобия и как с ней справиться? (спойлер: алкоголь на самом деле не помогает)
Лечение алкогольной зависимости состоит из трёх этапов.
На первом этапе проводится детоксикация – специалисты снимают интоксикацию. Это симптоматическое лечение, которое в среднем занимает от пяти до 10 дней. Длительность зависит от возраста, пола пациента и продолжительности запоя.
Второй этап – закрепление, чаще всего медикаментозное кодирование.
"Оно бывает психологическим и медикаментозным. При последнем вводят медицинский препарат, который даёт побочные эффекты при употреблении спиртного. При психологическом работают другие специалисты – психотерапевты и психологи", – говорит Даулет Исанов.
Третий этап лечения – психологическая реабилитация.
"В Алматы, например, есть частные реабилитационные центры, государственный реабилитационный центр есть в Павлодаре. В этих центрах зависимых мотивируют жить иначе: найти хобби, мотивацию не употреблять спиртное, применяют различные 12-шаговые программы, то есть здесь работают психологи", – говорит нарколог.
Каких-то инновационных методов лечения алкоголизма в Казахстане ещё нет. Всё, что применялось в СССР, применяется и сегодня.
"Прежде чем увлекаться спиртным, сто раз подумайте – а нужно ли губить своё драгоценное здоровье, отношения с дорогими людьми ради двухчасовой забавы. Последствий от алкоголя бесчисленное количество, но чаще всего из-за его чрезмерного употребления человек может заработать букет хронических заболеваний: цирроз печени, сердечные проблемы, проблемы с давлением, также меняется характер, появляются нарушения в психологическом состоянии. Продолжительная зависимость от спиртного ни к чему хорошему не приведёт, чаще к летальному исходу – инфаркту, например, так что лучше не злоупотреблять", – советует Даулет Исанов.
Алкоголь – это опасная субстанция, последствия употребления которой приводят к необратимым изменениям в мозгу, и нередко по факту он опаснее тяжёлых наркотиков по тяжести влияния на организм человека.
Количество пьющих в стране в непростой 2020 год сократилось в сравнении с предыдущим – 2019-м, следует из статистики Всемирной организации здравоохранения. В Казахстане была отмечена тенденция снижения спроса на алкогольную продукцию.
Если по итогам 2017 года республика находилась на 76-м месте в рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя на душу населения с показателем 7,7 литра чистого этилового спирта, то, согласно данным ВОЗ, на сентябрь 2020 года этот показатель составил 4,8 литра.
Но если пить казахстанцы стали меньше, то производить алкогольную продукцию стали больше. Так, по данным Energyprom.kz, продажа спиртных напитков в стране в 2020 году выросла более чем на 20%. Производство водки увеличилось, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, на 14%, до 22,2 млн литров. Для сравнения: в предыдущем году наблюдался спад производства сразу на 38,7%.
Однако, как заметили аналитики, из Казахстана водка и ликёро-водочные изделия практически не экспортируются, а потребление водки и ликёро-водочных изделий на внутреннем рынке за год выросло на 21,5%, до 35,7 млн литров за январь-ноябрь.