В Правительстве представили проект новой программы развития регионов на 2020-2025 годы. В ней три главных направления:

  • развитие четырёх агломераций (с центрами в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе) и городов "второго уровня";
  • развитие моно- и малых городов;
  • развитие сельских населённых пунктов.

В планах строительство арендного жилья, инженерных сетей и дорог, пожарных депо, социальных объектов на принципах "20-минутной шаговой доступности"; открытие филиалов мировых вузов и новых производств.

На это выделят из бюджета и за счёт инвестиций 410 млрд тенге (сумма может ежегодно уточняться):

  • 2020 год – 102 млрд тенге;
  • 2021 год – 158 млрд тенге;
  • 2022 год – 77 млрд тенге;
  • 2023 год – 38 млрд тенге;
  • 2024 год – 35 млрд тенге.

Подробнее о программе развития регионов до 2025 года рассказывает Informburo.kz.

Какие проблемы мешают урбанизации городов Казахстана

Сегодня в Казахстане насчитывается 87 городов и 6,5 тысяч сёл. В последние 20-25 лет наблюдается интенсивная внутренняя миграция сельских жителей (особенно молодёжи) в крупные города. Туда также стремятся и оралманы. В результате треть населения страны проживает в четырёх агломерациях с центрами в городах: Нур-Султан, Алматы, Шымкент и Актобе.

Но несмотря на рост городского населения, показатели урбанизации (рост городов из-за перемещения населения из сельских районов в поисках лучшей работы и лучших условий для жизни) в Казахстане не меняются.

Министерство нацэкономики выделило шесть основных проблем городского развития.

  1. Плохая урбанизация. В стране много малых/средних городов (27 моно- и 41 малый город), а на долю крупнейших (Нур-Султан, Алматы и Шымкент) приходится всего 21% всего населения. Это ниже, чем в большинстве стран ОЭСР.
  2. Высокая стоимость жизни в крупных городах и почти полное отсутствие арендного жилья за пределами столицы. В Алматы и Нур-Султане стоимость жизни на 190% и 240% дороже, чем в среднем по стране, а расходы на жильё в них выше, чем в знаменитых эксклюзивных городах, таких как Сан-Франциско и Ванкувер. Поэтому сельские семьи не могут переехать в крупные города.
  3. Недостаточная внутренняя мобильность населения. Несмотря на переезд населения из сёл в город, в мегаполисах не хватает высококлассных специалистов – драйверов развития.
  4. Слабая интеграция сельчан в городскую среду. По-другому это называют "ложной урбанизацией", когда рост городского населения и расширение территорий не вовлекают горожан в культурно-экономическую среду. Поэтому в городах возникают очаги сельского образа жизни с маргинализацией жителей и увеличением доли самозанятых.
  5. Застройка частными домами окраин города. Появляются малонаселённые жилые районы, которые не обеспечены коммунальной инфраструктурой, в первую очередь канализацией.
  6. В регионах действуют устаревшие подходы к городскому развитию. Города по-прежнему разделены на: центр, окраины, спальные и промышленные районы. Торговые районы и зоны отдыха не доступны казахстанцам без использования транспорта.

Всё это ведёт к диспропорции развития регионов. Например, в Алматинской, Жамбылской, Туркестанской областях ВРП на душу населения в 3-4 раза ниже среднереспубликанского. В этих трёх регионах самый низкий уровень урбанизации (менее 40%), большая доля сельского населения, проблемы занятости и низких доходов.

Читайте также: Новая программа развития регионов: МНЭ ожидает рост реальных доходов населения на 25% до 2026 года

В регионах неравная обеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой. К примеру, самые изношенные дороги в:

  • Западно-Казахстанской области – 72% дорог;
  • Актюбинской – 50,5%;
  • Атырауской – 48,9%;
  • Северо-Казахстанской – 42%;
  • Кызылординской – 37%.

Центральным водоснабжением в сельской местности обеспечены:

  • Жамбылская область – на 53,3%;
  • Восточно-Казахстанская – на 51,1%;
  • Западно-Казахстанская – на 44,8%;
  • Костанайская – на 31,2%;
  • Павлодарская – на 27,9%.

Канализацией:

  • Мангистауская область – на 3,8%;
  • Северо-Казахстанская – на 0,6%;
  • Кызылординская – на 0,4%;
  • Жамбылская – на 0%;
  • Западно-Казахстанская – на 0%.

Не хватает и пожарных подразделений, готовых отреагировать на ЧС. Если спасатели по нормативам должны прибыть к месту ЧП через пять минут, то сейчас в некоторых регионах этот показатель составляет 36 минут, а порой доходит до 1 часа.

18 зданий пожарных депо находятся в аварийном состоянии и из-за угрозы обрушения подлежат сносу:

  • в Западно-Казахстанской – 6;
  • Актюбинской – 3;
  • Акмолинской – 2;
  • в Шымкенте, Атырауской, Павлодарской, Жамбылской, Костанайской, Карагандинской, Алматинской областях – по 1.

На их месте планируют построить 18 модульных пожарных депо с использованием сэндвич-панелей и контейнеров.

156 населённых пунктов в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Туркестанской областях находятся под угрозой схода селя. Под угрозой схода лавин – 599 участков (Алматы, Восточно-Казахстанская, Алматинская, Туркестанская, Жамбылская области). Для решения проблемы планируют строительство:

  • селезадерживающих плотин на реках Тургень, Кора, Чажа в Алматинской области, на реке Мерке в Жамбылской области;
  • селезащитных берегоукрепительных дамб в бассейнах рек Тентек в Алматинской области, Сарымсакты в ВКО;
  • снегозадерживающих щитов в горах Мохнатка в городе Алматы, Зубовка в ВКО;
  • 4) снегозадерживающих щитов вдоль автомобильной дороги "Оскемен – Самарское" (132-137 км) в ВКО, в ущелье "Коксай" Жамбылской области;
  • 5) стабилизации русла реки Бадам в черте города Шымкента;
  • 6) противооползневого сооружения в бассейне реки Талгар в Алматинской области.

Как будут развивать города "первого уровня"

Городами "первого уровня" определены агломерации с центрами в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе. В них проживает 7 млн человек или 38,1% от общей численности населения страны.

Развивать центры агломерации будут совместно с моно- и малыми городами и населёнными пунктами, расположенными на окраинах. В зоне влияния Нур-Султана находится малый город Акколь; Алматы – Есик, Капшагай, Каскелен, Талгар; Шымкента – Ленгер, Актобе – моногорода Алга, Хромтау.

"Будут приняты дополнительные меры по ускоренной урбанизации на юге страны – в Туркестанской, Жамбылской и Алматинской областях. Развитие Шымкента будет стратегической задачей государства, учитывая его близкое соседство с Ташкентской агломерацией. Комплекс мер по развитию Шымкента будет ускорен путём укрепления потенциала имеющихся университетов, колледжей, средних школ, объектов культуры, здравоохранения, строительства арендного жилья без выкупа, создания новых рабочих мест", – сказано в программе.

По программе "Нұрлы жол" планируют улучшить транспортное сообщение центров агломераций с городами-спутниками.

Читайте также: Шымкент стал городом республиканского значения. Что это значит и к чему приведёт?

По программе "Нұрлы жер" развивать рынок арендного жилья без выкупа за счёт привлечения частных инвестиций и строить инженерную инфраструктуру.

По программе "Цифровой Казахстан" – развивать концепцию "умный город". Это интеграция информационных и коммуникационных технологий и интернета вещей. Технологии помогут акиматам следить за тем, что происходит в городе:

  • в области энергопоставки и энергосбережения;
  • управлять водными ресурсами: модернизация водных систем, мониторинг потребления, системы экологической безопасности;
  • следить за зданиями, в которых все инженерные и информационные системы интегрированы в единую систему управления;
  • использовать информационные технологии при предоставлении госуслуг.

В центрах агломераций планируют открыть филиалы известных в мире вузов. В университетах откроют специальности "урбанистика" и "городское планирование", на которые будут выделять гранты. Студентов этих специальностей планируют отправлять на обучение и стажировку в зарубежные вузы.

В Алматинской агломерации продолжат проект по развитию четырёх городов-спутников Алматы "G4 City". Уже разработали технико-экономическое обоснование по строительству первого города-спутника Gate City (Ворота города) – это будет деловой центр с жилой застройкой и индустриальной зоной для предприятий агропромышленного кластера.

Читайте также: Строительство городов-спутников под Алматы заинтересовало Счётный комитет

Территория города-спутника – 2370 га, прогнозная численность населения до 2030 года – 60 тысяч человек. По первой очереди планируется ввести в эксплуатацию 190 тысяч м2 жилья. Из республиканского бюджета выделено 35,9 млрд тенге на:

  • инженерные изыскания,
  • разработку градостроительной, предпроектной и проектной документации,
  • строительство объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Расположение Gate City / Фото с сайта g4city.kz

Первая очередь застройки обеспечена водо-, газо-, электроснабжением и временными дорогами. Завершаются работы по транспортной развязке. Планируется запустить в эксплуатацию котельную. После 2030 года планируют начать строительство остальных городов-спутников: Golden City, Growing City и Green City.

Как будут развивать города "второго уровня"

К городам "второго уровня" относятся 14 городских центров:

  1. Кокшетау.
  2. Талдыкорган.
  3. Атырау.
  4. Усть-Каменогорск.
  5. Уральск.
  6. Тараз.
  7. Караганда.
  8. Костанай.
  9. Кызылорда.
  10. Актау.
  11. Павлодар.
  12. Петропавловск.
  13. Семей.
  14. Туркестан.

В них проживает более четырёх млн человек или одна пятая населения республики.

Для городов разработали региональные стандарты, которые обязаны соблюдать госорганы при планировании развития. Города условно поделят на секторы с населением 10 тысяч человек в каждом. В этих зонах должны быть соцобъекты по принципу "20-минутной шаговой доступности" населения к ним.

Читайте также: Астане не хватает чёткой экономической программы. Из-за этого у города проблемы

Правительство планирует создавать в городах больше минипарков, скверов, спортивных площадок и других мест массового отдыха, делать инфраструктуру более доступной.

"Учитывая суровый климат на большей части Казахстана и результат использования имеющихся торгово-развлекательных центров в столице следует продолжить работу по содействию их строительству не только как мест торговли, но и в немалой степени как центров полезного времяпровождения населения, особенно детского", – отмечается в программе развития регионов.

Индивидуальную застройку в перифериях городов хотят ограничить. Вширь города тоже будут застраиваться меньше. Приветствуются проекты, которые помогут устранить дисбаланс между центром и окраинами.

Основные направления развития всех крупных городов, в том числе агломераций, будут сосредоточены на:

  • получении детьми и молодёжью высококлассного школьного, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования;
  • создании комфортных условий проживания для высококлассных иностранных преподавателей университетов, специалистов иных сфер деятельности и отечественных талантов;
  • развитии сферы культуры, системы здравоохранения;
  • строительстве доступного и комфортного жилья, функционировании общественного транспорта, а также строительстве/модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
  • создании благоприятной экологической системы и комфортной городской среды (компактная городская застройка, "шаговая" доступность объектов, зелёная городская среда);
  • формировании и использовании современных информационных систем для эффективного управления городской инфраструктурой (безопасность, ЖКХ, транспорт, образование, здравоохранение, социальная сфера, экология, управление городом, бизнес).

Как будут развиваться города "третьего уровня"

К городам "третьего уровня" Миннацэкономики отнесло моно- и малые города. Малых в Казахстане насчитывают 41. Численность населения там неуклонно снижается (892 тысячи человек) – люди уезжают в большие города и за границу. Такая же ситуация и в моногородах, которых в стране 27 с населением 1,4 млн человек.

Читайте также: Программа развития регионов: как выжить сёлам и моногородам?


Моногород Житикара / Фото с сайта m.my.mail.ru

Средяя зарплата по итогам 2018 года в моно- и малых городах составила 126,6 тысячи тенге при среднереспубликанском показателе 162,3 тысячи. Есть и высокие заработки в городах, где расположены крупные градообразующие предприятия:

  • в Аксае – 448,8 тысячи тенге,
  • Жанаозене – 435,4 тысячи тенге,
  • Сатпаеве – 235,1 тысячи тенге,
  • Жезказгане – 176,4 тысячи тенге.

Чтобы моногорода не зависели от градообразующих предприятий, Правительство начало спонсировать якорные проекты по диверсификации экономики. Реализовано 48 проектов, из них:

  • стабильно функционируют 32 предприятия,
  • простаивают 7,
  • недозагружены 6,
  • работают периодически 3.

Но эти проекты не инновационные и связаны с добычей или первичной переработкой сырья, производством брусчатки, строительных материалов. Поэтому власти планируют развивать предпринимательство и туристский потенциал. Займутся и инженерной инфраструктурой.

Малые города, находящиеся на приграничных территориях (Жаркент, Зайсан, Сарыагаш, Шардара, Шемонаиха, Мамлютка, Булаево, Жетысай), а также моногород Житикара получат дополнительную господдержку по обустройству.

"Эти города являются форпостами пограничного и таможенного контроля. Поэтому будут модернизированы пункты пропуска на приграничных территориях", – отмечается в тексте программы.

Как будут развиваться сёла

Сёл в Казахстане насчитывают почти 6,5 тысяч. Больше половины – малочисленны, там проживает не больше 500 человек. Но есть и сёла с населением более пяти тысяч. В некоторых нет школ и больниц. Централизованное газоснабжение есть только в 17% сёл. За последние три года каких-то существенных вливаний Правительство туда не делало. Это ведёт к ещё большему разрыву по уровню жизни между сельскими и городскими жителями.

Миннацэкономики планирует использовать кластерный подход – сёла будут рассматривать в локальной группе в радиусе 10-15 км от опорного села, а не по отдельности. По проекту "Ауыл – Ел бесігі" будут профинансированы:

  • капитальный, средний и текущий ремонты объектов ЖКХ (объекты водоснабжения, канализации, системы газо-, тепло-, электроснабжения);
  • капитальный и текущий ремонты социально-культурных объектов (объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта);
  • капитальный, средний и текущий ремонты инженерно-транспортной инфраструктуры (внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги);
  • строительство и реконструкция оборудования и сетей водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, инженерно-коммуникационной инфраструктуры, спорта, культуры, здравоохранения, образования.

Будут сокращены малокомплектные школы среднего и общего среднего образования, не затрагивая начальные классы. Для этого обеспечат автобусами организации образования.

По программе поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" будут выдавать кредиты и развивать несельскохозяйственные виды деятельности (туризм, народные промыслы, глубокая переработка сельхозпродукции).

Отремонтируют дороги:

  • от опорного села до райцентра или трассы,
  • от малонаселённых сельских пунктов до опорного села.

В программу "С дипломом в село" планируют включить государственных служащих.

"В рамках проекта "Ауыл – Ел беcігі" модернизируют 3 477 сёл, где проживает 90% сельчан или почти семь миллионов человек. Они получат доступ к качественной инфраструктуре. Это сети водо-, электро-, теплоснабжения, дороги, школы, больницы. Люди будут обеспечены качественной питьевой водой. Будет улучшена транспортная связаность сёл с районными и областными центрами", – сказал министр нацэкономики Руслан Даленов.

Обсуждается вопрос о выделении 900 млрд тенге до 2026 года на развитие сёл.