31 января 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назначил акимом крупнейшего города Казахстана Ерболата Досаева. И в тот же день на встрече с активом мегаполиса новый аким пообещал сделать Алматы краше, вернуть присущую ему энергию и жизнь.

Напомним, что Алматы – родной город Ерболата Досаева. Кроме того, Досаев впервые в своей карьере занял должность акима.

Помощь бизнесу и развитие авиаузла

Ерболат Досаев оказался в кресле градоначальника после трагических январских событий, во время которых больше всех в республике пострадал алматинский бизнес. Поэтому одна из первых встреч акима прошла с предпринимателями. Градоначальник и бизнесмены обсудили вопросы по ускорению выплат и компенсаций ущерба. По сообщению пресс-службы акима, совместные предложения по улучшению механизма возмещения были в короткие сроки согласованы с Министерством нацэкономики и одобрены на уровне правительства.

К началу мая компенсации получили 95% алматинских предпринимателей.

Кроме того, акимат Алматы активно выплачивает компенсации и за сгоревшие или поврежденные во время январских беспорядков автомобили. К концу апреля владельцам пострадавших автомобилей выплачено 258 млн тенге.

Также в первые дни работы на новом месте, в начале февраля, аким встретился с турецкими инвесторами международного аэропорта. Ерболат Досаев заявил, что власти готовы поддержать проект модернизации аэропорта Алматы и помочь завершить его в срок. По его словам, модернизация повысит инвестиционную привлекательность Алматы и уровень удобства для жителей и гостей мегаполиса.

Между тем специалисты предлагают развивать не только аэропорт Алматы как международную авиагавань, но и строить новый или развивать существующий в качестве резервного. Эксперты напоминают, что во время январских событий, когда аэропорт Алматы бездействовал, воздушные суда принимал военный аэродром в Жетыгене, расположенный в 65 км от мегаполиса. Для развития надёжного алматинского авиаузла такой аэропорт, который мог бы специализироваться на обслуживании компаний-лоукостеров, грузовых авиаперевозок, жизненно необходим.

Строительные нововведения

В Алматы уже не первый год и при разных акимах обсуждается вопрос о запрещении строительства жилых домов выше девяти этажей в некоторых районах. Так, при предыдущем акиме Сагинтаеве назывались следующие участки: выше Абая до проспекта Аль-Фараби и улицы Жандосова, от Восточной объездной дороги до улицы Саина.

Одним из первых решений акима Досаева на своём посту было приостановить все виды работ на 19 участках до выяснения всех обстоятельств. Вскоре аким пошёл дальше и дал поручение пересмотреть "подходы к застройке территорий с учётом требований по обязательному строительству объектов социальной инфраструктуры". Особенно интенсивно, по словам главы администрации Алматы, строительство ведётся в Бостандыкском районе – вблизи ТРЦ Mega Center, АДК, в районе бывшего плодоконсервного комбината, а также в квадрате улиц Сатпаева – Байтурсынова – Бухар жырау – река Есентай.

"Для системного решения вопросов застройки в мае на утверждение маслихата будет внесён новый регламент, ограничивающий строительство зданий выше девяти этажей южнее проспекта Абая от Восточной объездной дороги до улицы Яссауи, то есть в этот периметр входит весь Бостандыкский район", – отметил Ерболат Досаев.

Экология, электробусы и коммуналка

По мнению экспертов, среди приоритетов развития Алматы – экологизация инфраструктуры города и прилегающих территорий. Уже принято решение о переводе городских ТЭЦ на природный газ. Но с повестки дня не снят вопрос о переводе на экологичный газ и Алматинской агломерации, чтобы область не вносила свой вклад в загрязнение города.

В то же время экологизация инфраструктуры требует вложений не только от властей, но и от горожан. В этой связи Ерболат Досаев на одной из встреч с горожанами предложил пересмотреть тарифы в сторону увеличения:

"По теплосетям вас расстрою: чтобы они были адекватными, давайте поднимем тарифы. С точки зрения тарифов, у нас город льготных социальных благ, к сожалению. С учётом износа сетей, если летом их не поддерживать, то зимой получим коллапсы в разных районах".

Пока предложение акима находится на стадии обсуждения.

Наконец, для дальнейшей экологизации Алматы требуется ускоренный перевод муниципального общественного транспорта на газ и электротягу, а значит, наращивание сети электробусов и троллейбусов. И определённые шаги командой Досаева в этом направлении предпринимаются.

Так, в середине апреля парк общественного транспорта Алматы пополнился 105 новыми автобусами Golden Dragon экологического класса Евро-5 на газовом топливе. Всего до июля общественный транспорт Алматы пополнят 300 новых автобусов. Ещё 250 автобусов на газе купит в течение года частный перевозчик. По сообщению акимата, в этом году экологически чистые машины составят половину городского общественного транспорта.


Читайте также: Досаев объяснил, почему в Алматы нельзя запустить двухэтажные автобусы


Перспективы ЛРТ и метрополитена

В середине марта Ерболат Досаев на встрече с вице-президентом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Аланом Пию обсуждал проект строительства в городе линии легкорельсового транспорта (ЛРТ). Итоги встречи не сообщили широкой общественности. Но можно предположить, что после категорического запрета строительства ЛРТ в казахстанской столице, такая же участь ждёт и алматинский проект.

Зато в центре внимания алматинцев и акима один из долгостроев, в расширении которого очень нуждается город, – метрополитен.

Аким Досаев пообещал запустить сначала в мае (потом сроки сдвинулись на июнь), две станции метрополитена – "Сарыарка" и "Бауыржана Момышулы" – в Ауэзовском районе. Ожидается, что с вводом станций в полноценную эксплуатацию пассажиропоток увеличится вдвое – до 86 тысяч человек в день.

Однако, по мнению урбанистов, ввод двух-трёх станций метрополитена раз в несколько лет – это капля в море. Необходимо ускоренное строительство метро, доведение его до ключевых точек города – аэропорта, железнодорожного вокзала "Алматы-1", крупных жилых районов, пригородов в сторону Каскелена, Конаева, Талгара.

Эксперты предполагают, что в рамках государственно-частного партнёрства нужно приглашать серьёзных зарубежных партнёров – южнокорейских, китайских, европейских метростроителей.

Социальная инфраструктура

С первого сентября – начала нового учёбного года – все учащиеся начальных классов (1-4 классы) государственных школ Алматы вне зависимости от социального статуса будут обеспечены бесплатным горячим питанием. Аким Алматы сообщил, что вопрос это решённый и средства на эти цели из бюджета города уже выделены.

В феврале во время рабочего объезда Наурызбайского района градоначальник поручил завершить разработку проектно-сметной документации новой поликлиники, детского сада и школы в микрорайоне Курамыс на землях государственной собственности до августа 2022 года. Спустя месяц аким заявил:

"Модернизация инфраструктуры системы здравоохранения нашего города в предстоящие три года – один из приоритетов моей работе. К сожалению, у нас за последние годы не появилось ни одной новой многопрофильной больницы, которая бы соответствовала всем современным стандартам. В предстоящие три года необходимо совместно провести системную работу".

Среди важнейших приоритетов развития Алматы специалисты называют также развитие градообразующих предприятий. Последние годы предшественники Досаева на посту акима утверждали, что город должен развивать сферу услуг. Но события последних месяцев показали, что функционирование в городе исключительно ТРЦ, рынков, букмекерских контор и ломбардов сказывается отрицательно на развитии мегаполиса.

Население пригородов, новых горожан нуждается в качественных рабочих местах. И именно таких инициатив ждёт от акима общественность Алматы.


Читайте также: