АО "Аграрная кредитная корпорация" (АКК) было создано в январе 2001 года, чтобы обеспечить доступ сельхозтоваропроизводителей к льготным кредитным ресурсам из средств республиканского бюджета. В 2021 году АКК присоединили к группе компаний АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек"

В настоящее время АКК помимо прямого кредитования субъектов АПК и фондирования финансовых институтов осуществляет функции микрокредитования, оператора в сфере страхования в АПК и функции поверенного (агента) по программе "С дипломом – в село!". А ещё реализует программы кредитования по приоритетным направлениям развития сельскохозяйственного производства.

Какой вклад эта деятельность вносит в продовольственную безопасность Казахстана, рассказал управляющий директор НУХ "Байтерек" Нияз Кошкимбаев.

– С какой целью Аграрную кредитную корпорацию присоединили к холдингу "Байтерек"? Улучшило ли это работу по поддержке сельчан?

– Было поручение главы государства по сокращению квазигоссектора для оптимизации процессов. Дело в том, что существовали две структуры – Аграрная кредитная корпорация и Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, и они практически дублировали друг друга, поэтому логично было объединить их.      

На сегодняшний день эта работа завершена, всех заёмщиков объединили в одну базу, провели аудит. Теперь любой фермер может обратиться в АКК по принципу одного окна и получить все услуги, которые корпорация предоставляет. Это вопрос современных технологий, АКК уделяет большое внимание IT-сфере. Разработали мобильное приложение, чтобы люди могли подать заявку через сотовый телефон. 


Читайте также: Льготные кредиты и другие меры: как государство помогает сельскому хозяйству


– Какие программы кредитования предлагаются фермерам?

– Их несколько. Например, с 1 марта этого года мы запустили программу микрокредитования для молодёжи. Сельчане от 21 года до 35 лет могут получить до 5 млн тенге под 2,5% годовых сроком на 5-7 лет. Администратор этой программы – Министерство труда и соцзащиты, на этот год оно выделило 29 млрд тенге на год. АКК тут выступает в качестве агента, собирает заявки и выносит на рассмотрение местных исполнительных органов, а уже они принимают окончательное решение. 

– Условия отличные, но легко ли получить эти средства?

Получить такой микрокредит может любой желающий. Раньше нужно было собрать кучу справок, сейчас нужен минимум – удостоверение личности. Всё остальное мы видим за счёт интеграции с государственными базами данных. Кроме того, нужен, конечно, какой-то минимальный бизнес-план, чтобы человек понимал, как и на что он будет расходовать эти деньги для развития своего хозяйства. АКК принимает заявку и смотрит, какое у потенциального заёмщика есть залоговое имущество.

– То есть залог для получения кредита всё равно нужно предоставить?

– Конечно. Это даёт самому заемщику чувство ответственности, понимание того, что деньги придётся государству вернуть, когда хозяйство встанет на ноги. Преимущество АКК перед банками не только в низких процентных ставках, но и в том, что корпорация работает с залогами на селе – это могут быть земля, строения, биоактивы – тот же скот.  Ни один банк не возьмёт в залог лошадь. Кроме того, здесь не требуется покупать непременно высокопородный скот,  можно купить корову у соседа и  через несколько лет будет своё стадо.

– А можно обойтись без решения комиссии акимата?

– Есть аналогичная программа "Искер", тут решение принимает АКК, без местных исполнительных органов. Но уже под 6% годовых. Заявки также можно подать онлайн.

– Какие ещё программы поддержки сельчан работают?

– Есть программа субсидирования – она в компетенции Министерства сельского хозяйства, но мы тоже в ней участвуем. Есть, конечно, и там проблемы. Недавно я был в Актобе, встречался с аграриями, и они подняли весьма злободневный вопрос субсидирования процентной ставки вознаграждения. Это проблема и других регионов: из-за проволочек в рассмотрении заявок деньги аграрии порой получают поздно. Вот они и просят, чтобы два финансовых института сами урегулировали этот вопрос, без их участия и необходимости каких-то дополнительных  бумаг. Ведь процесс подачи заявок, рассмотрения их занимает время. На самом деле чисто технически можно убрать эти бюрократические проволочки, и мы совместно с Минсельхозом работаем сейчас над этим.

Что касается других программ, то можно упомянуть программу "Кендала" – по финансированию  весенне-полевых, посевных и уборочных работ. Она с успехом действует более 10 лет. Причём ежегодно увеличивается  финансирование. Если в 2021 году  на неё было выделено 70 млрд тенге, то с 2022 года – в два раза больше,140 млрд тенге.

– Этих денег хватает, или есть потребность увеличивать и эту сумму?

– Потребность есть. Всё дорожает, нормы расходов на гектар увеличиваются. При этом мы стараемся привлечь новых заёмщиков. Больше внимания уделять начинающим фермерам. В любом случае поддержка со стороны государства есть, и она очень хорошая.

– Мы с вами сегодня много говорили о микрокредитовании. Но ведь крупные проекты тоже нуждаются в поддержке.

– Да, и у АКК есть программа "Агробизнес" – здесь рассматриваются проекты АПК до 5 млрд тенге: это строительство молочно-товарных ферм, птицефабрик, теплиц, откормочных площадок, заводов по переработке сельхозпродукции. За прошлый год мы ввели 25 новых инвестпроектов, в этом году планируем около 21.

– Наверняка к вам немало обращаются с просьбами профинансировать разнообразные предприятия. Есть приоритеты при выборе проектов?    

– Разумеется. Сейчас основное направление – овощехранилища нового типа, а также переработка продукции. Большое внимание сейчас уделяется продовольственной безопасности. Даже в рамках весенне-полевых работ мы стараемся профинансировать, даём на пшеницу, картофель, лук, свёклу.

То есть финансируем те направления, которые напрямую влияют на продбезопасность и уровень инфляции – это выращивание пшеницы, картофеля, лука, сахарной свёклы. Чтобы мы не зависели от поставок  стратегически важных продуктов.

И в этом отношении деятельность АКК очень важна – это по сути единственный  институт, который финансирует АПК и помогает сельчанам развивать своё производство, даже самое маленькое. Чем больше будет успешных фермеров, тем лучше будем жить все мы.