Журналисты не получили ясного ответа, относится ли вопрос об офшорах к "иным тайнам"
Смогут ли журналисты писать о наличии офшоров у чиновников, бизнеса – у депутатов и сколько денег выделяется госСМИ, попытались узнать журналисты в Мажилисе.Представленный на пленарном заседании в Мажилисе законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций" вызвал много вопросов у журналистов, которые они смогли задать главе МИК РК Даурену Абаеву.
Одним из важных моментов, который волнует журналистов, является информация об офшорных счетах крупных чиновников и наличие бизнеса у депутатов и чиновников. Смогут ли журналисты публиковать такую информацию, или они должны спрашивать разрешения у героев публикации – вопрос стал актуальным после обнародованного Международным консорциумом журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists, ICIJ) и Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) "Райского досье", куда попали и казахстанские чиновники.
Министр заявил, что разрешения на публикацию на такие темы журналисты спрашивать не должны. Это не прописано в новом законопроекте.
"Не надо согласовывать. Если это в законодательстве о банковской тайне не предусмотрено, вам не надо. В нашем законодательстве мы не прописываем ничего нового. Мы просто обобщили то, что есть. Мы не придумали, чтобы вам было запрещено что-то. Эти нормы уже есть. Это не наказуемо", – сказал Даурен Абаев.
Он отметил, что в случае спорных вопросов журналисты должны обращаться к юристам.
"Дамы и господа, у вас есть штаб редакции. Это профессиональная работа журналистского сообщества. Во всём мире юристы знают, что можно или нельзя (публиковать. – Авт.). Вы должны проводить свою работу, никаких ограничений нет. Если вы, к примеру, усыновили ребёнка, а об этом напишет ваша коллега без разрешения?" – привёл пример министр.
Пример журналисты назвали не совсем удачным, так как вопрос был о коррупции, наличии у чиновников и депутатов незаконного имущества и счетов.
"Банковская тайна расписана в законе о банках. Если она расписана в той норме, которая есть, она (информация. – Авт.) будет запрещена. Вы обязаны будете спрашивать разрешения. У нас это отсылочная норма. Уже работает это", – сказал Даурен Абаев.
Законопроект предполагает дополнение статьи 21 закона "О СМИ" нормами, обязывающими журналистов получать согласие от лиц на распространение СМИ информации, затрагивающей личную, семейную, врачебную, банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Что подразумевается под понятием "иная тайна", попытался объяснить министр.
"Иная тайна – это всё, что прописано в законодательстве. Сегодня вице-министр юстиции очень компетентно ответила на этот вопрос. Всё, что будет предусмотрено в законах других, будет относиться и к журналистам", – сказал он.
В ходе пленарного заседания этот вопрос прозвучал из уст депутата Мажилиса Павла Казанцева, на который ему действительно ответила вице-министр юстиции Зауреш Баймолдина.
"У нас понятие "тайны" закреплено не только в Гражданском кодексе, но и в ряде других законодательных актах. В частности, речь идёт о банках и банковской деятельности, речь идёт о банковской тайне элементарно. Речь может идти о служебной тайне, которая также охраняется законом. Поэтому говорится "иная тайна, охраняемая законом". То есть когда закон чётко называет, что определённая информация относится к числу тайной", – сказала Зауреш Баймолдина во время обсуждения законопроекта.
Журналистов также волновало, имеют ли право граждане Казахстана знать, сколько денег из госбюджета выделяется государственным СМИ. Однако, по мнению министра, эта информация предназначена для служебного пользования.
"Для служебного пользования (информацию. – Авт.) мы не можем афишировать. Не вся информация налогоплательщиков бывает в открытом доступе. Давайте не будем эквилибристикой (жанр циркового искусства. – Авт. ) заниматься. Это вопрос к юристам почему. Есть критерии: если не соответствует им, то попадает под секретную информацию. Не я определяю эти критерии. Это определяют специальные отделы", – сказал Даурен Абаев.
Он отметил, что первая часть законопроекта на 90% соответствует рекомендациям ОБСЕ.
"Вторая часть обсуждается. Там же много норм, которые надо смотреть. Насколько я знаю, этот вопрос в рабочих группах обсуждался, корректировка определённая будет", – добавил глава ведомства.
Сегодня, 8 ноября, Даурен Абаев представил в Мажилисе окончательный вариант законопроекта о СМИ.
Новый законопроект Министерства информации и коммуникаций обязывает журналистов проверять достоверность информации перед публикацией, получать официальные комментарии. Публиковать непроверенную новость со слов очевидцев, снимающих какие-то события на телефон, журналисты не будут иметь права. Об этом заявлял министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в ходе презентации законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций" в Мажилисе Парламента в конце июня.
Кроме того, одна из статей предлагаемых министерством поправок обязывает журналистов получать согласие от лица или его законного представителя на распространение в СМИ личной, семейной, врачебной, коммерческой, банковской и других тайн.
В конце сентября министр информации и коммуникаций Даурен Абаев на своей странице в Facebook опубликовал видеообращение, в котором объяснил, почему журналистам не стоит бояться новых поправок в Законе о СМИ. В МИК РК успокоили СМИ, отметив: чиновники не смогут скрывать свои трудовые доходы под видом семейной тайны. При этом пояснив, что семейная тайна – это, например, тайна усыновления и к финансам она никакого отношения не имеет.
Глава государства высказывался по поводу деятельности Мининформации. По его словам, только он и глава администрации Президента имеют право контролировать деятельность ведомства. Глава государства отметил важность проведения эффективной информационной политики и обеспечения безопасности медийного пространства страны.