Жители живописного микрорайона Жайлы в Алматы просят перенести линию метро
По мнению жителей, существующий проект строительства метро нецелесообразный.Жители элитного микрорайона Жайлы в Алматы выступают против строительства линии метрополитена. Они просят перенести транспортный объект на соседнюю улицу.
"Существующий проект не учитывает пустующие территории, находящиеся в непосредственной близости к администрации Наурызбайского района. Эти пустующие территории позволяют провести трассу метрополитена в направлении, например, улицы Таргап без сноса жилого массива и сэкономить значительные государственные средства по сравнению с сегодняшним проектом", – говорят жители.
По мнению собственников домов коттеджного городка в микрорайоне Жайлы, заселённость узкой улицы Ашимова малозначительна. Там, по их словам, проживает меньше людей, чем, например, в микрорайоне Шугыла.
"Плотная застройка улицы Ашимова не даёт возможности для строительства полноценной станции метрополитена с большими парковками для частных автомобилей, остановок общественного транспорта и парковых зон, то есть всей той инфраструктуры, необходимой для удобства использования метро", – отметили жильцы.
Читайте также: 20 особняков решено снести в живописном микрорайоне Алматы для строительства метро
Они считают, что критерии выбора места расположения станции метро "Калкаман" устарели.
"Место станции выбиралось, когда Наурызбайского района не существовало, а улица Ашимова была границей Алматы. Сегодня центр Наурызбайского района сформирован и там располагаются административные здания, такие как ЦОН, прокуратура, спецЦОН, банк, суд, школа. В центре района построены четыре жилых комплекса: "Премьера" (с населением 8 000 человек), "Шугыла" (26 многоэтажных домов), коттеджные посёлки Достык, Арман и "Елисейские поля". Метро должно проходить в районах с высокой плотностью населения. Проект не учитывал появление новых рынков и ТРЦ "Апорт", "Леруа Мерлен", "Алтын Орда", требующих доступной транспортной логистики", – поясняют жильцы.
По мнению собственников отчуждённых домов, государство выплачивает компенсацию не по рыночной стоимости. Недвижимость в Жайлы – самая дорогая в Наурызбайском районе. Жители недоумевают, почему 3-4 года назад акимат давал разрешение на строительство домов в этом микрорайоне, если по плану там проходила линия метро.
"По семейным обстоятельствам мне необходимо было продать этот дом в 2018 году, но я не смог. Выяснилось, что будет строиться ветка метро. Мы готовы были продать государству. Они посчитали не по рыночной стоимости, а на 30-40% меньше. Мы согласились на эту сумму, нам нужны были деньги. Теперь мы в заложниках: не можем ни продать дом, ни получить от государства деньги. Если посчитать, мы не дополучим почти 20 млн тенге", – рассказал житель микрорайона Дмитрий.
По его словам, до сих пор государство не выплатило компенсацию.
"Мы понимаем, что больше денег не получим. Мы попали в ситуацию, когда государству всё равно на судьбы людей. Мы с 2018 года ждём, никто не получил внятного ответа. Продать не можем и выплатить компенсацию государство нам не может. Мне было проще продать недвижимость, чем ждать денег от государства. Я за перенос", – отметил он.
В суд подавать Дмитрий не собирается, говорит, что это бесполезно.
"Они считают, что это рыночная стоимость. Они берут в учёт соседние дома, которые находятся за пределами городка и оценивают отдельно стоящий дом, который не находится в инфраструктуре городка. Они не учитывают ремонт в доме. Представляете, у меня 140 м2, сделан дорогой ремонт, есть пристройки, навес для гаражей, озеленение. Это всё не учитывают", – заключил он.
Другая жительница микрорайона Ольга купила дом в 2016 году в рассрочку. Перед тем как заключить сделку, она обратилась в акимат Алматы, чтобы узнать, снесут ли её коттедж из-за строительства линии метро.
"Когда я дом покупала, у меня был официальный ответ от акимата, что участок попадает под техническую зону метро, но сносу не подлежит. Также у меня есть ответ по пробивке Абая, тоже был дан отрицательный ответ. Это было написано в 2016 году. Я купила дом в рассрочку на несколько лет. В прошлом году начались разговоры о том, что будет проходить метро, что именно наши дома попадают под снос. Я бы хотела, чтобы наши интересы учли и те ответы, которые я получила, были правдивые", – сказала Ольга.
Она отметила, что компенсация от государства не покрывает даже треть суммы, за которую она приобрела недвижимость.
"Раньше в этом районе не было газа. Сами жители вкладывали средства, чтобы провести газ. Когда я покупала дом, я заплатила за него с учётом того, что предыдущие собственники построили котельную. Раньше район был Алатауским. Было много сделано по переходу в Наурызбайский район, бегали по ЦОНам, переоформляли документы. Это тоже повлияло на стоимость. У нас зелёная территория, есть лужайки, детские площадки. Инфраструктуру поддерживают сами жильцы", – сказала она.
На Ольгу акимат Алматы подал в суд. Городские власти требуют разрешения принудительно выкупить её земельный участок для нужд государства.
Аким Алматы постановил разработать технико-экономическое обоснование "Продление второй очереди первой линии метрополитена в Алматы от станции "Калкаман" до станции "Автовокзал "Западный" (третья очередь), объединённой с автовокзалом", в 2018 году.
14 июня проектировщики провели общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду при строительстве станции метро и автовокзала. На них главный инженер проекта отказался разговаривать с жильцами микрорайона Жайлы.
Позже общественные слушания признали несостоявшимися. Новые слушания пройдут 30 июля.