800 тысяч ветеранов Афганской войны, участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и пострадавших на Семипалатинском полигоне нуждаются в реабилитации и лечении в специализированных госпиталях. Однако им попросту не хватает мест. 

В Казахстане на такое количество ветеранов и участников ликвидации локальных конфликтов приходится 210 койко-мест: 80 – в Центральном клиническом госпитале для инвалидов Отечественной войны в Астане и 130 – в республиканском клиническом госпитале в Алматы. Третий, заброшенный госпиталь, находится в предгорьях Алматы.

Разрушенный госпиталь / Фото Informburo.kz

Таким образом, лечение ветеранов выстраивается на многие годы вперёд. И, к сожалению, не всем удаётся дождаться квалифицированной помощи врачей. 

По словам председателя Координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и других локальных военных конфликтов Мурата Абдушкурова, при таком соотношении у нуждающихся в лечении ветеранов очень низкий шанс пройти реабилитацию.

В заброшенном госпитале / Фото Informburo.kz

"Например, в Беларуси девять реабилитационных центров при населении девять млн человек. Раньше в этом заброшенном госпитале были специалисты, которые могли лечить лучевые заболевания, ранения, контузии, психозы, связанные с боевыми действиями. Сейчас благодаря такой обстановке и отношению правительства к ветеранам, к тем людям, которые исполнили свой воинский и гражданский долг, пострадали, этих специалистов можно по пальцам посчитать. Проблема есть, и с каждым годом она становится всё больше и больше", – обратился к чиновникам Мурат Абдушкуров.

Ныне заброшенное специализированное лечебное учреждение открыли в 40-х годах прошлого века. За эти годы здание повидало многое.

Общественники винят правительство в равнодушии к проблемам ветеранов / Фото Informburo.kz

"Здесь сейчас не надо искать виноватых. Правительство должно заинтересоваться воспитанием молодого поколения на подвигах этих людей. Если государство так относится к защитникам отечества, то кто это государство будет защищать? Мы сейчас нуждаемся в этом лечении", – рассказал Абдушкуров. 

Вот уже 13 лет учреждение пустует: здание признали аварийным после землетрясения в 2010 году. Заброшенный госпиталь облюбовали бомжи, вандалы и сталкеры, а также здесь часто проводят фотосессии. Всё это время Министерство здравоохранения обещает ветеранам построить на месте некогда крупнейшего лечебного учреждения Алматы новый, современный госпиталь.

Разрушенное здание госпиталя в Алматы / Фото Informburo.kz

Первоначально территория госпиталя составляла 27 гектаров, из них сейчас осталось только 11. В 1999 году Виктор Храпунов, на тот момент аким города, передал часть земли садоводческому обществу "Ветеран". Сейчас там активно идёт строительство элитных коттеджей и особняков.

Как рассказал председатель РОО "Совет генералов" Махмут Телегусов, земли на территории госпиталя были распроданы, а само здание привели в негодное состояние целенаправленно. По словам Махмута Телегусова, это делается для того, чтобы в дальнейшем земельные участки можно было продать олигархам. 

Здание госпиталя стало приютом для бомжей и местом для фотосессий / Фото Informburo.kz

"Это всё приводится в негодность, составляют акт о том, что не могут содержать, и продают. Принимают постановления, уже договорённые лица выкупают земли и строят там особняки. В правительстве и парламенте сидят люди, которые не служили, а если служили, то не были в офицерских должностях и не знают, что эти объекты, госпитали, являются стратегическими. Это было доказано Кантаром. Дело в том, что если в мирное время госпитали служат для оздоровления, поднятия морально-боевого духа и боевого потенциала военнослужащих, то в военное время на основании госпиталей и военных санаториев формируются новые госпитали, полевые, которые уходят вместе с войсками и оказывают медицинскую помощь. Почему-то они думают только про мирное время", – добавил Телегусов.

Общественный деятель Акбопе Абылкасымова считает, что нужно провести расследование, которое бы показало, на каком основании были выделены государственные земли, а также создать рабочую группу, которое бы определило, почему за 13 лет Министерство здравоохранения не решило вопрос о строительстве нового госпиталя.

"Какой это стресс – пережить войну 18-летнему мальчику, приехавшему из Советского Союза в Афганистан, где везде кровь, где убивают!.. И сейчас им действительно уже за 50, и им нужно это лечение. Как так получается, что в любом государстве народ – это высшая ценность, а у нас "афганцы" тринадцатый год просят у Министерства здравоохранения отремонтировать госпиталь? Как получилось, что за 13 лет земельный участок с 27 га вдруг уменьшился до 11? Кто подписывал акты о выделении земель? Там действительно было очень красиво: были яблони, берёзы. Я абсолютно согласна и поддерживаю наших ребят", – заявила Акбопе Абылкасымова.

Выбитые стёкла в здании заброшенного госпиталя / Фото Informburo.kz

В 2019 году из республиканского бюджета на разработку проектно-сметной документации (ПСД) нового госпиталя уже выделялись 146 млн тенге. Проектировщик, который выиграл тендер на предоставление ПСД, должен был завершить работу в мае 2020 года, но в назначенный срок проект не был готов.

Ответ Минздрава общественникам  / Фото Informburo.kz

В 2021 году на ПСД снова из госбюджета выделили 128 млн тенге. Проектировщик в мае 2022 года предоставил гарантированное обязательство, что в сентябре 2022 году проект будет готов. Однако и в этот раз поставщик нарушил договорные сроки, и выделенные средства вернули в бюджет.

Эскиз нового госпиталя / Фото Informburo.kz

"Сейчас у нас 130 коек, из них 50 – терапевтических, 50 – неврологических, 30 – реабилитационных. Многие из ветеранов каждые полгода-год принимают лечение, я не согласен с мнением, что люди ждут три-четыре года. Министерство финансов помогает, дважды финансировали, просто из-за недобросовестных проектировщиков строительство так и не началось. Обещали этот вопрос решить, мы им занимаемся, если на следующий год будет финансирование, со стороны госпиталя мы заявку дали. Поэтому я тут проблем не вижу", – прокомментировал исполняющий обязанности директора Республиканского клинического госпиталя для инвалидов Отечественной войны Алмаз Албеков.


Читайте также: