Три НПО потребовали отменить постановление Центризбиркома о работе национальных наблюдателей на выборах
Из-за этого постановления не все НПО смогут направить наблюдателей на объединённые выборы, которые пройдут 10 января 2021 года.Что случилось. Общественный благотворительный фонд HAQ, общественное объединение "Независимые наблюдатели", общественный фонд "Республиканская сеть независимых наблюдателей" и некоторые гражданские активисты подали иск в Верховный суд с требованием признать незаконным постановление Центральной избирательной комиссии (ЦИК) по разъяснению норм законодательства о выборах. Общественники считают, что новое толкование законов в отношении национальных наблюдателей нарушает их права.
Как разъяснила законодательство о выборах ЦИК. Казахстанские организации могут направлять наблюдателей только при условии наличия в уставе "полномочия по участию в избирательном процессе, наблюдению на избирательных участках и в целом осуществлению деятельности в сфере реализации политических прав граждан". Национальные наблюдатели допускаются только при наличии выписки из устава организации с этими требованиями.
Национальные наблюдатели имеют право на фото- и видеосъёмку, а также могут делать аудиозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов. Но ЦИК на объединённых выборах впервые применил норму о праве на изображение, которая предполагает, что никто не имеет права использовать изображение какого-либо лица без его согласия.
"Фото-, аудио - и видеозапись, равно как и само наблюдение, должны проводиться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, в том числе списка избирателей, заполненных бюллетеней и тому подобного. Избирательная комиссия должна обеспечить возможность реализации прав наблюдателей с учётом требований законодательства и определить зону наблюдения, откуда и может вести указанные виды записи", – отмечали в ЦИК РК.
Читайте также: ЦИК разъяснил нормы, касающиеся наблюдателей на выборах
Кроме того, в ЦИК отметили, что основной функцией наблюдателя является обеспечение общественного контроля за голосованием, установление итогов голосования на избирательном участке и наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан. Национальным наблюдателям запретили вести прямые эфиры в соцсетях.
"Запись (фото-, аудио- и видео) не является категорией аналогичной трансляции (выходу в прямой эфир). Онлайн-видеотрансляция с избирательных участков не разрешена законодательством. Функция наблюдателя – наблюдать за выборами в день голосования на конкретном избирательном участке, а не освещать ход выборов и транслировать наблюдаемое для широких масс", – считают в ЦИК РК.
В ЦИК подчеркнули, что фото-, аудио- и видеозаписи, произведённые наблюдателем, могут быть использованы как доказательства по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, только если они получены с соблюдением предусмотренных законодательством требований.
По пояснениям ЦИК РК, в день голосования, с момента открытия избирательного участка и до установления результатов при подсчёте голосов, на избирательном участке могут одновременно присутствовать по одному представителю от каждого СМИ при наличии служебного удостоверения и задания редакции.
Поскольку законодательством предусмотрен добровольный порядок постановки на учёт интернет-ресурса в качестве сетевого издания, представителей этой категории СМИ также будут допускать на избирательный участок, отметили в ЦИК.
Loading...
Что не устроило общественников. Три НПО и два гражданских активиста полагают, что постановление ЦИК ограничивает права и свободы человека, противоречит закону и должно быть отменено.
"В норме статьи 20-1 конституционного Закона "О выборах в РК", где законодательно закреплены полномочия наблюдателя от некоммерческих организаций РК, в перечне для осуществления деятельности НКО по наблюдению за выборами отсутствует необходимость подтверждения выпиской из устава НКО данного рода деятельности юридического лица", – сказано в иске.
Общественники также возмутились тем, что ЦИК использовала право на изображение при толковании прав национальных наблюдателей. В частности, истцы считают, что ссылка на Закон "О связи" (ЦИК при толковании использовал подпункт 61 статьи 2, в котором разъясняется, что такое трансляция) в этом случае не может применяться.
"Так как этот закон призван регулировать деятельность в области связи и в частности защиту прав и законных интересов пользователей услугами связи и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи и не более", – отмечается в иске.
Также истцы сослались на норму Конституции, которая предусматривает свободное получение и распространение информации любым не запрещённым законом способом.
Почему это важно знать. Казахстанские власти не раз заявляли, что намерены провести предстоящие парламентские выборы открыто, прозрачно и в соответствии с международными требованиями. Однако представители НПО считают, что ЦИК своим постановлением ограничивает участие определённых организаций в наблюдении за выборами, что может привести к сокрытию возможных нарушений в процессе их проведения. Согласно ГПК, иск общественников об оспаривании решения ЦИК должен в течение пяти дней рассмотреть Верховный суд Казахстана.