ЦИК разъяснил нормы, касающиеся наблюдателей на выборах

Фото ru.depositphotos.com
Фото ru.depositphotos.com

Существуют предусмотренные законодательством процедуры регистрации наблюдателей, а также правила при проведении ими фото-, аудио- и видеозаписи.

Что необходимо сделать для регистрации наблюдателей на участках

Итак, согласно статье 20-1 Закона "О выборах" полномочия наблюдателя от ПП, иных ОО, НКО должны быть удостоверены в письменной форме с указанием его ФИО. Данный документ заверяется печатью организации, направившей наблюдателя, и действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.

Однако данных документов недостаточно для подтверждения полномочий наблюдателя, так как действующим правом в РК являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных НПА и т.д.

Таким образом, регистрация национальных наблюдателей должна осуществляться на основании следующих документов:

  1. Письменное направление, которое подписано соответствующим на то лицом (имеющим право). При этом в данном направлении должно быть указано, для наблюдения за какими выборами уполномачивается лицо; номер избирательного участка и наименование УИК); сведения о данном лице (фамилия, имя и отчество), и всё это должно быть оформлено печатью организации.
  2. Документ, подтверждающий полномочие подписанта, которым может быть: копия устава или выписка из него, заверенные печатью организации; приказ, распоряжение или доверенность организации (п. 33 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях (ПП РК от 31.10.2018 г. №703);
  3. Удостоверение личности или паспорт.
  4. Копия устава или выписка из него, в которой указан вид деятельности организации, направившей наблюдателя, связанные с наблюдением за выборами или правами участников избирательного процесса. Должно быть понимание, что юридические лица осуществляют деятельность в соответствии со своими учредительными документами (ст. 41, 106, 107 ГК РК, п. 1 ст. 15 Закона "О политических партиях", статья 19 Закона "Об общественных объединениях", п. 1 ст. 32 Закона "О НКО"). Соответственно, наблюдать вправе те организации, в уставах которых прописана деятельность, связанная с наблюдением выборов и защитой политических прав и свобод граждан. При этом следует учесть, что в уставах общественных объединений и некоммерческих организаций возможности заниматься иной деятельностью, не запрещенной законодательством, не означает возможность заниматься любым видом деятельности. Предмет деятельности таких организаций сопряжён с их целями, для достижения которых они были созданы.
  5. Справка о государственной регистрации юридического лица (ст.12 Закона "О госрегистрации юрлиц и учётной регистрации филиалов и представительств"). Для осуществления любой деятельности, в том числе в избирательном процессе, от имени юридического лица оно должно быть правоспособным (ч. 2 ст. 35, ч. 3 ст. 42 ГК РК).

Наряду с подтверждением государственной регистрации юрлица установления требует факт его действующего статуса, то есть отсутствие приостановления деятельности, начала ликвидационных процедур.

Данный алгоритм регистрации основан исключительно на нормах действующего законодательства и служит основанием для осуществления деятельности наблюдателей. Так как выборы, в том числе и наблюдение за выборами, – это правовой процесс, то и субъекты наблюдения должны действовать в рамках правового поля.

Об особенностях прав наблюдателей по осуществлению фото-, аудио- и видеозаписи

Осуществление прав наблюдателей по осуществлению фото-, аудио- и видеозаписи не может посягать на гарантированные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека, а также на принцип соблюдения тайны голосования, закрепленный в Конституционном законе.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Согласно статье 8 Конституционного закона "О выборах в РК" голосование на выборах президента, депутатов парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей.

При этом согласно статье 145 Гражданского кодекса Республики Казахстан никто не имеет права использовать изображение какого-либо лица без его согласия. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображённого.

Такой подход обусловлен также требованиями законодательства о персональных данных, доступ к которым и сбор являются свободными с согласия субъекта или на которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан не распространяются требования соблюдения конфиденциальности.

Соответственно, фото-, аудио- и видеозапись, равно как и само наблюдение, должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, в том числе списка избирателей, заполненных бюллетеней и т.п.

Таким образом, осуществление фото- и видеозаписи должно производиться только с учётом защиты тайны голосования и персональных данных избирателей, использование изображения граждан возможно после получения согласия от них.

Более того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 20-1 Конституционного закона наблюдатель обязан выполнять требования председателя избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией.

При этом согласно подпункту 61 статьи 2 Закона Республики Казахстан "О связи" запись (фото-, аудио- и видео-) не является категорией, аналогичной трансляции (выходу в прямой эфир). В связи с этим онлайн-видеотрансляцию с избирательных участков законодательство не допускает.

Фото-, аудио- и видеозаписи, произведённые наблюдателем, могут быть использованы как доказательства по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Это возможно, если они получены с соблюдением предусмотренных законодательством требований.

Центризбирком: наблюдение за выборами должно быть предусмотрено в уставе юридического лица, осуществляющего наблюдение

Из норм Гражданского кодекса, законов Республики Казахстан
"О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О политических партиях" следует, что субъекты направления наблюдателей осуществляют деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

Поэтому законно осуществляемые виды деятельности, включая наблюдение за выборами, должны быть предусмотрены в уставе юридического лица и подтверждены для установления правоспособности субъектов направления наблюдателей, за исключением политических партий, которые создаются для выражения политической воли граждан и участия в формировании представительных органов.

При этом деятельность субъекта, направляющего лиц для наблюдения за выборами, должна соответствовать целям его создания, поскольку Гражданским кодексом (статьи 41, 106, 107) предусмотрены нормы об обязательности указания предмета и цели в их учредительных документах.
Таким образом, указание в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений иной деятельности, не запрещённой законодательством, не означает возможность заниматься любым видом деятельности. Предмет деятельности таких организаций сопряжён с их целями, для достижения которых они были созданы. Следовательно, направлять лиц для наблюдения за выборами могут организации, при условии, если это будет соответствовать их уставной цели относительно реализации и защиты политических прав и свобод граждан.

Текст предоставлен пресс-службой ЦИК РК

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter