На границе Кыргызстана с Китаем при въезде через Синьцзян-Уйгурский автономный район пограничники КНР тайно устанавливают приложение на смартфоны туристов, сообщает The Guаrdian.

Расследование, проведённое The Guаrdian с участием партнёров, включая Süddeutsche Zeitung и New York Times, показало, что у людей, использующих удалённый пограничный переход Иркештам в КНР, тщательно проверяют телефоны.

Информация о секретном приложении появилась после того, как туристы показали свои телефоны репортёрам в Германии. Проанализировавшая это программное обеспечение немецкая фирма по кибербезопасности Cure53 предположила, что приложение разработали для загрузки информации на сервер в пограничном управлении. СМИ обратились к китайским властям за комментариями, но к моменту публикации ответа не было.

Китайское правительство ограничило свободу в преимущественно мусульманском СУАР, установив камеры распознавания лиц на улицах и в мечетях. И, как сообщается, заставляет жителей загружать программное обеспечение, которое обнаруживает их телефоны.

Читайте также:

Китай поблагодарил Казахстан за понимание позиции КНР по борьбе с экстремизмом в СУАР

Теперь специалисты в области кибербезопасности из проекта The Guаrdian выяснили, что туристов на пограничном контроле просят разблокировать телефоны и забирают их на время – возможно, чтобы тайно установить специальное приложение. Оно извлекает переписку и личную информацию владельца. Файлы устройства сканируются на предмет экстремистского содержания, отчёт передаётся властям. Также гаджет делится информацией об интересах пользователя, читаемых книгах и даже музыкальных вкусах.


Пограничный пункт на перевале Иркештам / Фото с сайта theguardian.com

Предположительно, программу устанавливают только на смартфоны с Android. Если у туриста iPhone, пограничники подключают его к специальному устройству, которое сканирует файлы, а затем телефон возвращают обратно.

Власти Китая опубликовали 21-страничный доклад, "Белую книгу", которая, по их мнению, оправдывает жёсткие действия против уйгуров и других мусульманских меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР).