Семья освобождённого поэта и диссидента Арона Атабека опубликовала в соцсетях обращение.

"Прошло 24 часа с того момента, как Арона Атабека вывезли с трапа самолёта в алматинском аэропорту прямо по адресу, определённому как место пробации, не дав встречающему народу поприветствовать самого многострадального политического заключённого Казахстана. Ещё ранее в тот же день, 1 октября, в Павлодаре состоялся скоропалительный суд, на котором Арон присутствовал онлайн из больничной палаты, и всё так же протестовал против освобождения "по болезни", требовал полного оправдания. Его обманом вывезли из больницы к трапу самолёта", – говорится в обращении семьи Арона Атабека.

В самолёт не разрешили взять вещи, в том числе сумку с рукописями, отметили родные освобождённого. Где находится эта сумка, неизвестно. 


Читайте также:


"Мы всё ещё в шоке. Особенно тяжело самому Арону. 15 из 30 лет независимости Казахстана он провёл почти в полной изоляции, в пыточных условиях, у него отняли свободу и здоровье. Мы благодарим всех за поддержку и желание лично увидеть легендарного борца с авторитарным режимом, но Арону сейчас, хотя бы несколько дней и недель, нужен покой из-за крайне критического состояния его здоровья. Большая просьба не тревожить Арона, приходя к дому и прося непременно личной встречи, тем более во время пандемии коронавируса. Некоторые блогеры и журналисты просят об интервью, но с таким именно жанром, нам кажется, можно повременить, пока Арон не оправится и не войдёт максимально в контекст общественно-политической жизни. Не каждый политзаключённый физически способен провести полноценную пресс-конференцию сразу после освобождения, или же зачитать своё победное обращение у ворот тюрьмы", – считают родные Арона Атабека.

После прилёта Арона Атабека (второй справа) в Алматы с ним встретились активисты / Фото с сайта azattyq

Они сообщили, что к моменту выхода Арона Атабека из тюрьмы его окружение заметно сузилось, многие его соратники умерли. В июне 2020 года, в разгар пандемии, умер его младший брат и соратник по диссидентскому движению 1990-х годов Рашид Хабибулла (Нутушев). В том же году не стало независимого журналиста Ербола Курманбаева, одного из немногих авторов статей об Ароне. В феврале 2021 года умер журналист Казис Тогузбаев, который тоже писал об Ароне и "деле Шанырака". Не стало и оппозиционного политика Болата Атабаева. Композитор Бахтияр Аманжол ещё два года назад бил тревогу о том, что в состоянии здоровья его друга Арона начались неотвратимые пагубные изменения. К нему не прислушались. Сам Бахтияр Аманжол умер в августе этого года. Не стало также журналистки Бакытгуль Макимбай, поэта Дюсенбека Накипова.

Родные заявили, что Арон Атабек нуждается в первую очередь в экстренном дорогостоящем лечении и в полном оправдании по "делу Шанырака".

"Обвинения в его адрес были сфабрикованы, вместе с ним были незаконно посажены в тюрьму на долгие годы Ерганат Тараншиев, Рустем Туяков и Курмангазы Утегенов. Арон не просил ни условно-досрочного освобождения, ни "помилования", ни так называемой "реабилитации", а именно полного оправдания для всех них", – говорится в обращении семьи Арона Атабека.

Родные диссидента просят гражданское общество помочь с отменой ограничения свободы и беспрепятственным выездом на лечение за рубеж.

"Новой лакмусовой бумагой для гражданского общества станет то, насколько быстро они добьются беспрепятственного выезда Арона Атабека за рубеж; отечественной медицине он не доверяет. Надо найти хорошую клинику и организовать лечение. Ведь по сути в Казахстане Арон Атабек ещё не свободен, а время, как и все эти годы заключения, играет против него", – заключили родные Арона Атабека.

1 октября осуждённого по делу об убийстве полицейского и массовых беспорядках в микрорайоне Шанырак Алматы поэта Арона Едигеева (Атабека) выпустили из тюрьмы по состоянию здоровья. 

Родители погибшего в 2006 году полицейского Асета Бейсенова просили генерального прокурора Казахстана не отпускать Арона Атабека на свободу. В социальных сетях распространяется фотокопия письма родителей погибшего Асета Бейсенова. Они пишут, что "политические взгляды" Атабека не могут "изменить к нему отношение или оправдать его, как убийцу человека".