После реконструкции дороги от уникального геоглифа в Костанайской области осталось 30%
Ремонт трассы, которая была проложена прямо посередине геоглифа "Когайский крест", практически уничтожил этот древнейший памятник в Костанайской области. Об этом сообщили учёные, которые открыли и изучали уникальный комплекс."Прошла реконструкция дороги. От памятника осталось процентов 30, может меньше", - рассказал по телефону корреспонденту informburo.kz руководитель археологической лаборатории Костанайского госуниверситета имени Байтурсынова Андрей Логвин.
Также археолог добавил, что, хотя и не является специалистом в сфере строительства дорог, тем не менее убеждён, что реконструкцию трассы можно было провести не повредив памятник.
"Андрей Логвин в прошлом году написал в Управление культуры области от университета официальное письмо. Нам сказали, что всё будет нормально и в этом году (2014 - Авт.) дорога не будет строиться. В мае этого года Андрей съездил в археологическую разведку и увидел, что объект всё-таки снесли", - рассказал учёный.
Отметим, что геоглифы - это геометрические изображения на поверхности земли. Они сооружались в древности из камней и насыпей. По словам Дмитрия Дея, в Костанайской области зафиксировано 55 геоглифов из насыпей. Один из них, получивший название "Когайский крест" из-за своей формы в виде креста, теперь практически уничтожен.
"Все они (геоглифы - Авт.) являются древними храмами солнца. Самые первые были построены около 8 тысяч лет назад. И по данным британских исследователей, самые поздние были построены около 3 тысяч лет назад", - рассказал о возрасте костанайских геоглифов учёный.
"Эта компания от Аркалыка тянет дорогу. Я сравнил, какую работу делала компания на прошлых участках, какой откос, ширину, 40 метров получается. И если 40 метров будет здесь, то они погубят большую часть объекта", - сообщил Дмитрий Дей.
Стоит подчеркнуть, что дорога через уникальный памятник была проложена ещё в советское время. Однако она, по словам исследователя, в целом не нанесла ущерб памятнику. Дмитрий Дей надеется, что в этом году ему удастся получить изображения повреждённого геоглифа с помощью квадрокоптера.
Кроме того, Дей уверен, что дорожники без дополнительных затрат могли "обойти" уникальный памятник культуры. На одном из участков реконструкции, к примеру, они не тронули близко расположенное к дороге фермерское поле.