"Прошла реконструкция дороги. От памятника осталось процентов 30, может меньше", - рассказал по телефону корреспонденту informburo.kz руководитель археологической лаборатории Костанайского госуниверситета имени Байтурсынова Андрей Логвин. 

Также археолог добавил, что, хотя и не является специалистом в сфере строительства дорог, тем не менее убеждён, что реконструкцию трассы можно было провести не повредив памятник. 


Фото Дмитрий Дей
"Когайский крест" до ремонта автодороги

Исследователь-краевед Дмитрий Дей, который год назад открыл этот уникальный солярный комплекс, ещё в прошлом году прогнозировал: ремонт дороги может уничтожить археологический объект. 

"Андрей Логвин в прошлом году написал в Управление культуры области от университета официальное письмо. Нам сказали, что всё будет нормально и в этом году (2014 - Авт.) дорога не будет строиться. В мае этого года Андрей съездил в археологическую разведку и увидел, что объект всё-таки снесли", - рассказал учёный. 

Отметим, что геоглифы - это геометрические изображения на поверхности земли. Они сооружались в древности из камней и насыпей. По словам Дмитрия Дея, в Костанайской области зафиксировано 55 геоглифов из насыпей. Один из них, получивший название "Когайский крест" из-за своей формы в виде креста, теперь практически уничтожен.

"Все они (геоглифы - Авт.) являются древними храмами солнца. Самые первые были построены около 8 тысяч лет назад. И по данным британских исследователей, самые поздние были построены около 3 тысяч лет назад", - рассказал о возрасте костанайских геоглифов учёный. 


Фото Дмитрий Дей
Участок дороги Аркалык-Амантогай, отремонтированный с учётом примыкающего к трассе поля

Нужно сказать, что формы геоглифов отчётливо проглядываются с высоты птичьего полёта. Поэтому на сегодняшний день у исследователей нет снимка знаменитого костанайского геоглифа после проведения реконструкции дороги, ведущей через него. Дмитрий Дей проанализировал работу дорожников на других участках и смоделировал изображение "Когайского креста" после ремонта дороги. 

"Эта компания от Аркалыка тянет дорогу. Я сравнил, какую работу делала компания на прошлых участках, какой откос, ширину, 40 метров получается. И если 40 метров будет здесь, то они погубят большую часть объекта", - сообщил Дмитрий Дей. 

Стоит подчеркнуть, что дорога через уникальный памятник была проложена ещё в советское время. Однако она, по словам исследователя, в целом не нанесла ущерб памятнику. Дмитрий Дей надеется, что в этом году ему удастся получить изображения повреждённого геоглифа с помощью квадрокоптера. 

Кроме того, Дей уверен, что дорожники без дополнительных затрат могли "обойти" уникальный памятник культуры. На одном из участков реконструкции, к примеру, они не тронули близко расположенное к дороге фермерское поле. 


Фото Дмитрий Дей
Модель отремонтированного участка дороги, максимально сохраняющая уникальный памятник

Отметим, геоглифы Костанайской области имеют международное значение. Их уникальность учёные ставят в один ряд с такими древнейшими памятниками культуры, как пирамиды Египта и британский Стоунхендж.