"Прошла реконструкция дороги. От памятника осталось процентов 30, может меньше", - рассказал по телефону корреспонденту informburo.kz руководитель археологической лаборатории Костанайского госуниверситета имени Байтурсынова Андрей Логвин. 

Также археолог добавил, что, хотя и не является специалистом в сфере строительства дорог, тем не менее убеждён, что реконструкцию трассы можно было провести не повредив памятник. 


"Когайский крест" до ремонта автодороги

Фото Дмитрий Дей
"Когайский крест" до ремонта автодороги

Исследователь-краевед Дмитрий Дей, который год назад открыл этот уникальный солярный комплекс, ещё в прошлом году прогнозировал: ремонт дороги может уничтожить археологический объект. 

"Андрей Логвин в прошлом году написал в Управление культуры области от университета официальное письмо. Нам сказали, что всё будет нормально и в этом году (2014 - Авт.) дорога не будет строиться. В мае этого года Андрей съездил в археологическую разведку и увидел, что объект всё-таки снесли", - рассказал учёный. 

Отметим, что геоглифы - это геометрические изображения на поверхности земли. Они сооружались в древности из камней и насыпей. По словам Дмитрия Дея, в Костанайской области зафиксировано 55 геоглифов из насыпей. Один из них, получивший название "Когайский крест" из-за своей формы в виде креста, теперь практически уничтожен.

"Все они (геоглифы - Авт.) являются древними храмами солнца. Самые первые были построены около 8 тысяч лет назад. И по данным британских исследователей, самые поздние были построены около 3 тысяч лет назад", - рассказал о возрасте костанайских геоглифов учёный. 


Участок дороги Аркалык-Амантогай, отремонтированный с учётом примыкающего к трассе поля

Фото Дмитрий Дей
Участок дороги Аркалык-Амантогай, отремонтированный с учётом примыкающего к трассе поля

Нужно сказать, что формы геоглифов отчётливо проглядываются с высоты птичьего полёта. Поэтому на сегодняшний день у исследователей нет снимка знаменитого костанайского геоглифа после проведения реконструкции дороги, ведущей через него. Дмитрий Дей проанализировал работу дорожников на других участках и смоделировал изображение "Когайского креста" после ремонта дороги. 

"Эта компания от Аркалыка тянет дорогу. Я сравнил, какую работу делала компания на прошлых участках, какой откос, ширину, 40 метров получается. И если 40 метров будет здесь, то они погубят большую часть объекта", - сообщил Дмитрий Дей. 

Стоит подчеркнуть, что дорога через уникальный памятник была проложена ещё в советское время. Однако она, по словам исследователя, в целом не нанесла ущерб памятнику. Дмитрий Дей надеется, что в этом году ему удастся получить изображения повреждённого геоглифа с помощью квадрокоптера. 

Кроме того, Дей уверен, что дорожники без дополнительных затрат могли "обойти" уникальный памятник культуры. На одном из участков реконструкции, к примеру, они не тронули близко расположенное к дороге фермерское поле. 


Модель отремонтированного участка дороги, максимально сохраняющая уникальный памятник

Фото Дмитрий Дей
Модель отремонтированного участка дороги, максимально сохраняющая уникальный памятник

Отметим, геоглифы Костанайской области имеют международное значение. Их уникальность учёные ставят в один ряд с такими древнейшими памятниками культуры, как пирамиды Египта и британский Стоунхендж.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter