Казахстанцы необоснованно переплачивают за новые автомобили из-за сбора ЭВАК, заявил председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли "КазАвтоПром" Олег Алфёров.

Государственная автоматизированная информационная система экстренного вызова при авариях и катастрофах ЭВАК (казахстанский аналог российской ЭРА-ГЛОНАСС) работает с 1 января 2019 года. Систему создали для автоматического оповещения экстренных служб в случае ДТП. Она работает с использованием сигналов спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС.

Тревожной кнопкой ЭВАК либо ГЛОНАСС, по закону РК о дорожном движении, должны комплектоваться все новые первично регистрируемые автомобили за рядом исключений.

Помимо точных координат машины, её марки и номера система передаёт в контакт-центр характеристику аварии. Получив сигнал, оператор связывается со службами экстренной помощи и направляет их к месту ДТП.

Техрегламент Евразийского союза и казахстанское законодательство позволяют комплектовать автомобиль как устройством ЭВАК, так и устройством ЭРА-ГЛОНАСС.

"На практике 99% всех моделей, реализуемых в Казахстане – как импортных, так и выпускаемых внутри страны – оснащаются кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС. Прежде всего потому, что оснащение казахстанской кнопкой ЭВАК пока не проработано технически", – пояснил Олег Алфёров.

С начала года оператор ЭВАК (Институт космической техники и технологий) начал взимать плату в размере 28 941 тенге за регистрацию в системе автомобилей, укомплектованных устройством ГЛОНАСС. Из-за этого большинство популярных в Казахстане моделей подорожали на эту сумму.

"Почему 28 941 тенге? Этот вопрос мы задавали профильным ведомствам, но ответа не получили. Решение о введении этого сбора не было согласовано ни с бизнес-сообществом, ни с производителями, ни с организациями, представляющими потребителей. Равно как и сумма сбора. Весьма внушительная", – сказал глава "КазаАвтоПрома".

Читайте также: Казахстанских водителей предупредили о поддельных устройствах ЭВАК

По его словам, это решение носит очевидно дискриминационный характер, поскольку автомобили с устройством ЭВАК освобождены от такого сбора.

"Но курьёз в том, что таких автомобилей просто нет. Технической возможности оснащения автомобилей кнопкой ЭВАК пока нет", – заключил Алфёров.

В институте космической техники и технологий, который разрабатывал и внедрял систему ЭВАК, пояснили, что все автомобили по требованию техрегламента оснащаются устройством вызова экстренных и оперативных служб. В него должна ставиться сим-карта, которая может быть как казахстанской системы ЭВАК, так и российской системы ЭРА-ГЛОНАСС.

"Мы проводим регистрацию транспортных средств с устройством, в котором стоит система ЭВАК, бесплатно. Для тех, кто завозит машины с российской системой ЭРА-ГЛОНАСС, мы установили такой тариф – 28 941 тенге. На сегодняшний день все автоимпортёры, которые хотят завозить сюда транспортные средства с российской сим-картой, платят по такому тарифу. Потому что мы должны обеспечивать звонки с этой сим-карты, которая фактически здесь в роуминге, и доводить вызовы до скорой помощи, до полиции", – отметил заместитель директора института космической техники и технологий по развитию Денис Ерёмин.

Он отметил, что система работает официально, её ввели в промышленную эксплуатацию после заседания межведомственной комиссии 21 января 2019 года, которая подписала соответствующий акт.

По словам Дениса Ерёмина, сумма 28 941 тенге сложилась следующим образом: стоимость звонка в роуминге умножили на количество средних звонков с одной машины и на весь период эксплуатации машины.

"Мы берём разовый платёж и гарантируем, что машина будет обслуживаться в течение всего срока эксплуатации. Мы писали письма в соответствующие уполномоченные органы, в МИИР, в комитет транспорта. Мы писали в антимонопольный комитет, просили согласовать наши методики расчёта и так далее. Все уполномоченные органы ответили, что институт вправе сам устанавливать цены", – пояснил Денис Ерёмин.