Почему Смаков и Кислицын имеют право играть за "Иртыш" против "Кайрата"
ФИФА и УЕФА единодушны во мнении, что решение руководства "Кайрата" требовать деньги с "Иртыша" в случае участия игроков Смакова и Кислицына в матчах против своего бывшего клуба противоречит существующим футбольным правилам.Вкратце история одного из самых обсуждаемых событий сезона выглядит так:
- 6 января 2015 года "Кайрат" заключил трансфертный договор с "Иртышом" о переходе в павлодарский клуб игроков Самата Смакова и Александра Кислицына. Отдельным пунктом было прописано следующее:
"Иртыш" не заявляет Смакова и Кислицына для участия в официальных и даже товарищеских матчах против "Кайрата". Если клуб нарушит это условие, то будет обязан выплатить штраф в размере 91 млн 175 тыс. тенге за каждого игрока".
- 8 апреля по этой причине оба футболиста не смогли принять участие в игре против "Кайрата".
- 20 апреля Александр Кислицын обратился в Палату по разрешению споров. В своём обращении он указал,что не выпустив футболистов на матч, оба клуба нарушили статью 18-bis регламента ФИФА по статусу и переходу игроков.
- 27 апреля во время заседания ПРС было принято решение отправить запрос в УЕФА и ФИФА с просьбой дать пояснение о сложившейся ситуации.
- 30 апреля представители ФФК выслали запросы в футбольные органы.
- 27 мая Палата по разрешению споров приняла решение: "Игроки футбольного клуба "Иртыш" Самат Смаков и Александр Кислицын имеют право участвовать в матчах против "Кайрата", за который играли ранее." Основанием стали полученные ответы от ФИФА и УЕФА, копии которых оказались в распоряжении Informburo.kz.
ФИФА свой ответ за подписью директора отдела правовых дел Марка Кавалиеро отправила в ФФК по факсу аж 13 мая и озаглавила его прелюбопытным образом: "Запрос информации относительно предполагаемого влияния третьей стороны на клубы".
Представитель международной футбольной федерации подчеркнул, что ответ имеет "чисто информационный характер" и указал, что "рассматриваемое дело имеет внутренний характер и попадает под юрисдикцию соответствующих органов вашей ассоциации".
.ФИФА выразилось по "делу Кислицына" предельно лаконично:
"После анализа упомянутого пункта (в договоре между "Кайратом" и "Иртышом". - Авт.) мы хотели бы сообщить вам, что он противоречит содержанию ст. 18-bis Правил 2015 года выпуска".
В УЕФА к подготовке ответа подошли творчески. Сотрудники организации сразу дали понять, что пояснение по этому вопросу должны дать в ФИФА, но "мы хотели бы высказать наше скромное мнение".
"Скромное мнение" выразилось почти в двух страницах текста, где в трёх пунктах из четырёх подчёркивается: статья в договоре между "Кайратом" и "Иртышом" об обязательной оплате "значительной суммы" за участие в матчах бывших игроков алматинского клуба "пагубно сказывается на состоянии целостности игры и противоречит духу и букве ст. 18-bis". В УЕФА уточнили, что данная статья ФИФА относится к тем положениям, которые "являются обязательными для исполнения на национальном уровне".
Руководство "Кайрата" имеет право опротестовать решение ПРС в апелляционном комитете. В случае неудачи клуб может подать иск в Международный спортивно-арбитражный суд в Лозанне.