Почему в Казахстане до сих пор не создали официальную платформу для петиций
Минцифры ведёт технические работы по созданию онлайн-платформы, однако запустят её только после принятия соответствующего закона.Казахстанцы продолжают создавать и подписывать петиции на неофициальных сайтах, которые не имеют юридической силы. Некоторые из них поддерживают десятки тысяч человек. В Министерстве информации и общественного развития не смогли назвать точные сроки создания государственной платформы для петиций.
Создать легитимный институт онлайн-петиций, чтобы граждане могли инициировать реформы и предложения, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил ещё в Послании 2020 года. Но такого инструмента до сих пор нет.
В ноябре 2021 года в Минформации заявили, что готовят нормативно-правовую базу по созданию единой платформы "Е-петиция". Предполагалась, что в 2021 году проект внесут в мажилис.
На запрос Informburo.kz в министерстве сообщили, что законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты" по петициям уже рассматривают в мажилисе. На сегодня прошло 13 заседаний рабочей группы. Платформу запустят после принятия законопроекта, заверили в Мининформации. При этом Минцифры уже ведёт технические работы по созданию онлайн-платформы.
Содержание законопроекта. По документу, петиция – коллективное сообщение, отклик или предложение, направленное в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в электронной форме.
Для размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе она должна соответствовать следующим условиям:
- к петиции должны присоединиться не менее 150 тысяч граждан РК в течение 20 рабочих дней с даты подачи;
- отсутствие петиции о том же предмете на интернет-ресурсе на момент подачи петиции.
Если петиция не будет соответствовать требованиям, то уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней отклонит её с обоснованием причин. В случае соответствия петиции условиям уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней должен разместить её на интернет-ресурсе.
По законопроекту, успешной считается петиция, которая в течение шести месяцев после её размещения на интернет-ресурсе получила не менее:
- 50 тысяч голосов граждан РК в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции правительства РК;
- не менее 2% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку;
- не менее 1% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
- 5000 голосов граждан РК от численности населения при населении свыше 50 000, для остальных – не менее 10% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов;
- 2500 голосов граждан РК от численности населения при населении свыше 50 000, для остальных – не менее 5% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, сёлах, посёлках, сельских округах.
Петиция, не достигшая порогового значения, возвращается заявителю уполномоченным органом по истечении шести месяцев с момента её размещения на интернет-ресурсе в публичном доступе.
В петиции должны быть указаны:
- фамилия, имя, отчество, индивидуальный идентификационный номер, место жительства, электронный адрес;
- электронная копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если петиция подаётся его представителем);
- описание предмета петиции, а также доводы и предложения по предмету петиции;
- электронная цифровая подпись заявителя или его представителя.
Граждане могут присоединиться к петиции при условии согласия на сбор и обработку их персональных данных.
При рассмотрении петиции государственный орган, местный представительный и исполнительный орган обязаны:
- осуществлять выезд на место;
- проводить публичные обсуждения проекта решения с приглашением и обязательным уведомлением за три рабочих дня до начала проведения заявителя и заинтересованных лиц о дате и месте проведения;
- создать отдельную комиссию или рабочую группу с включением в состав представителей заинтересованных государственных органов, депутатов парламента РК и (или) маслихата, а также общественных объединений;
- анализировать поступившие к петиции комментарии, а также экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию по предмету петиции;
- изучать зарубежный опыт и проводить сравнительно-правовой анализ (в случае, если предмет петиции требует внесения изменений в законодательство Республики Казахстан).
Срок рассмотрения петиции составляет не более 60 рабочих дней со дня регистрации.
По результатам рассмотрения петиции первый руководитель государственного и местного исполнительного органа, секретарь местного представительного органа либо полностью или частично удовлетворяет петицию, либо отказывает в её удовлетворении.
При этом законопроект определил вопросы, которые не могут быть предметом петиции:
- вопросы, которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, посягать на конституционный строй и общественную нравственность;
- изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности республики, формы её правления, а также основополагающих принципов деятельности государства, заложенных первым президентом РК, и его статуса;
- административно-территориального устройства и границ государства;
- досудебного расследования и правосудия;
- высшего надзора органов прокуратуры;
- внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий;
- уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях;
- обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
- амнистии и помилования;
- назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению президента, палат парламента и правительства РК;
- выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан;
- регулируемые законодательством о выборах и республиканском референдуме;
- государственных символов;
- статуса государственного языка;
- изменения функций государственных органов;
- об отмене и изменений решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения и (или) чрезвычайной ситуации.
Читайте также:
- От запроса до петиции: как казахстанцам принять участие в законотворчестве
- Гали Искалиев ответил, готов ли уйти в отставку из-за созданной против него петиции