Платный доступ к порталу госзакупок: тарифы могут снизить, если доходы будут значительными
В Комитете по госзакупкам при этом подчеркнули, что скорее рискуют недополучить запланированную от оплаты портала сумму.В Комитете по государственным закупкам Министерства финансов РК сообщили, что тарифы за пользование электронным порталом госзакупок могут уменьшить в последующие годы, если доходы от сбора оплаты будут значительными. При этом в ведомстве подчеркнули, что скорее рискуют недополучить запланированную сумму.
Как сообщили в комитете в ответ на запрос Informburo.kz, АО "Центр электронных финансов" ежегодно тратит на содержание портала электронных госзакупок около 2-2,5 млрд тенге – примерно по 12-13 тысяч тенге на каждого поставщика, которых на портале около 200 тысяч.
"Расчёт произвели на основе статистических данных за три года по поставщикам, хотя бы раз участвовавшим либо заключавшим договор в течение финансового года", – говорится в ответе.
Как сообщалось ранее, сумма, которую потенциальные поставщики должны платить за пользование порталом, определяется максимальной стоимостью заявки или договора:
- до одного млн тенге – 1 МРП (2 525 тенге) в год;
- до 10 млн тенге – 10 МРП (25 250 тенге) в год;
- до 100 млн тенге – 20 МРП (50 500 тенге) в год;
- до одного млрд тенге – 60 (151 500 тенге) МРП в год;
- если предельная сумма не ограничена, оплата составит 122 МРП (308 050) в год.
- до одного млн тенге – 37 726 поставщиков (40%);
- до 10 млн тенге – 36 749 поставщиков (40%);
- до 100 млн тенге – 14 378 поставщиков (15%);
- до одного млрд тенге – 4 046 поставщиков (4%);
- сумма не ограничена – 889 поставщиков (1%).
"Среднее количество поставщиков за последние три года, участвовавших в закупках на сумму более миллиарда тенге (которым придётся платить максимальную сумму – 308 050 тенге в год. – Авт.), составляет 889", – подчеркнули в ответе.
В Комитете по госзакупкам Министерства финансов РК отметили, что в случае, если доходы от оплаты за пользование услугами портала превысят запланированную сумму, разницу будут перечислять в бюджет Казахстана.
"При этом в случае получения значительной суммы незапланированных доходов совместно с собственником – Министерством финансов РК – будет рассматриваться возможность пересмотра стоимости тарифов в сторону уменьшения в последующие годы", – говорится в ответе комитета.
Однако в ведомстве подчеркнули, что имеются риски недополучения доходов, так как при расчётах не учитывали, что количество потенциальных поставщиков на портале может уменьшиться после введения оплаты. Не брали в расчёт и программы-боты, которые автоматически подавали заявки в надежде получить контракты в случае несостоявшейся закупки из одного источника.
В комитете отметили, что тариф на услугу пользования порталом действует в течение всего года и не зависит от количества поданных заявок и заключённых договоров.
"То есть, к примеру, потенциальный поставщик оплатил тариф по первой категории – миллион тенге, после этого он имеет возможность участвовать в закупках и заключать договоры с суммой до миллиона тенге каждый, общее количество и сумма закупок и договоров не ограничены в течение года", – сообщили в ведомстве.
В Национальной палате предпринимателей Казахстана "Атамекен", в свою очередь, заявили, что изначально выступали против введения оплаты для поставщиков за пользование порталом государственных закупок.
"Позиция НПП "Атамекен" по вопросу введения платного доступа к порталу государственных закупок остаётся неизменной – мы изначально были против взимания оплаты, против остаёмся и сейчас, поскольку это станет дополнительной финансовой нагрузкой на бизнес. Кроме того, тарифы, размещённые на официальном веб-портале государственных закупок, значительно отличаются от тех вариантов, что были предложены по результатам анализа", – сообщили в палате препринимателей в ответ на запрос Informburo.kz.
В НПП "Атамекен" отметили, что в разработке и обсуждении проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам госзакупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора" принимали участие представители бизнес-сообщества, в том числе представители палаты и других организаций и ассоциаций предпринимателей.
"Палата предпринимателей направляла в адрес уполномоченного органа по государственным закупкам позиции с учётом мнения бизнес-сообщества, в том числе, и касательно несогласия с введением платности портала, предложенного депутатами Мажилиса Парламента", – отметили в НПП.
В ответе палаты отмечается, что Министерство финансов РК предлагало три варианта решения вопроса платного пользования услугами веб-портала государственных закупок:
- Сохранение финансирования портала за счёт государственного бюджета;
- Взимание оплаты с победителя закупок (в размере 0,1% от суммы заключённого договора, но не более 250 МРП);
- Взимание оплаты со всех потенциальных поставщиков (предлагалось установить фиксированную оплату в размере 2 МРП в год).
"НПП "Атамекен" в своём заключении выступила за сохранение финансирования портала за счёт государственного бюджета, без взимания оплаты с бизнес-сообщества", – подчеркнули в НПП.
В палате предпринимателей заявили, что Министерство финансов Казахстана теперь, когда портал госзакупок стал платным, обязано обеспечить прозрачность расходования средств, которые получит от бизнесменов в качестве оплаты за пользование порталом.
"Поскольку эти расходы возложены на бизнес, бизнес должен знать, как используются его деньги. Предлагаем ежеквартально публиковать в открытых источниках информацию о поступивших доходах и расходах денежных средств", – сообщили в палате.
27 декабря стало известно, что электронный портал государственных закупок станет платным с 1 января 2019 года. Чтобы получить доступ к сайту, потенциальные поставщики должны будут предварительно заключить договор и внести оплату.
В Министерстве финансов РК сообщили, что бюджетные организации продолжат пользоваться сайтом бесплатно. 90% информации на портале – техспецификация, объявления, лоты, итоги, протоколы, договоры – останется публичной и просматривать её сможет любой желающий.