Общественному деятелю, председателю общественного объединения инвалидов "Подранки" ("Шарасыздар") Галие Тобатаевой отказались выдать распечатанный на плёнке рентгеновский снимок в городской клинической больнице №7 Алматы. Фонд социального медицинского страхования наказал медицинское учреждение. 

"Мне отказали в выдаче плёнки на руки, причём, со слов ответственного специалиста, подобная практика применяется в отношении всех пациентов с учётом цифровизации. Ответственный специалист "семёрки" отказ в выдаче плёнки объяснил следующим образом: "Если мы будем их выдавать, то больница разорится, мы никому их не даём, зачем вам она, это же цифровой формат, вам что нужен бумажный вариант снимка?". Причём сделал это в безапелляционной форме – не дам и всё. На просьбу предоставить нормативно-правовой акт, согласно которому регламентируется эта процедура, ответ предоставлен не был, как поняла, он попросту не владел этой информацией", – рассказала Галия Тобатаева.


Читайте также: Пациенты не могут формировать пакеты услуг в бесплатной медицине и системе ОСМС. Результаты исследования


Галия Тобатаева пояснила, что снимки необходимы для оценки состояния организма, а также для консультаций у других специалистов. 

"На практике описание снимков разными медиками разнится на диаметрально противоположном уровне", – отметила общественница. 

Она рассказала, что специалист ГКБ №7 по рентген-снимку поставил два разных диагноза и ей даже выписали лекарства. 

"Ранее была размещена информация ГКБ №7 с диагнозом "травматический артрит". Затем появились иные сведения – "костно-травматических изменений нет". Более того, диагноз вновь выставлен без описания. Это что за метаморфозы в медицинских записях этой клиники, есть возможность внесения корректив? А ведь история возникла банально, по причине отказа в выдаче плёнки на руки. Более того, по какой причине сведения разнятся в информсистеме по описанию, а при отсутствии какой-либо патологии для чего мне прописывались препараты, то есть назначалось лечение?" – возмутилась общественница.


Читайте также: 


В ГКБ №7, по словам Галии Тобатаевой, ей пояснили: чтобы получить распечатанный снимок на руки, необходимо было писать заявление администрации больницы. Отметим, что общественница с 2019 года выясняет, по какой причине ей отказывают в выдаче рентген-снимка. Однако доказать свою правоту ей удалось только в 2021 году.

"Учитывая, что многопрофильные больницы оказывают экстренную медпомощь, можно предположить, какой бюджет оседает в стационарах, когда они отказывают в выдаче распечатанного на плёнке рентген-снимка", – отметила Галия Тобатаева.

По жалобе Галии Тобатаевой Алматинский филиал ФСМС провёл внеплановую проверку ГКБ №7.

"В результате мониторинга выявлено, что жалоба обоснованная. Рентген-снимок не выдан на руки пациенту для дальнейшей консультации в другой медицинской организации. Нарушены права пациента согласно главе 12 статьи 77 пункта 21 Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" – "Получение в доступной форме информации о состоянии здоровья, в том числе сведения о результатах медобследования, диагнозе и о прогнозе заболевания, методах оказания медпомощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медпомощи", – сообщили в АФ НАО "ФСМС".

ФСМС наказал ГКБ №7.

"По выявленным дефектам применены экономические меры воздействия. Даны рекомендации ГКБ №7 по направлению письма разработчику "Дамумед" о реализации передачи в паспорте здоровья результатов лабораторно-инструментальных исследований, в том числе возможности загрузки результатов рентген-снимков, КТ/МРТ исследований для проведения дальнейших консультаций в другой медицинской организации", – пояснили в АФ НАО "ФСМС".

Галие Тобатаевой в ФСМС также сообщили, что фонд выявил нарушения в оформлении медицинской документации: отсутствие в информационной системе результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей. Также выяснилось, что специалист ГКБ №7 нарушил правила ввода данных в "Дамумед". 


Читайте также: ФСМС: Медицинские учреждения должны оказать пациенту услугу по направлению в течение 10 дней 


"Пациентам после прохождения диагностических услуг в рамках ГОБМП И ОСМС должны выдаваться результаты их оказания, в частности рентгеновский снимок. Если граждане столкнулись с подобной ситуацией, то они могут обратиться в службу поддержки пациентов при медицинской организации или обратиться в фонд через каналы обратной связи. По обращениям пациентов при необходимости проводится мониторинг качества оказания медицинской помощи. Если подтверждается факт непредоставления медуслуги, а также результатов их оказания, то фондом применяются экономические меры воздействия по отношению к медицинским организациям", – сообщили в пресс-службе АФ НАО "ФСМС".

В 2020 году взносы и отчисления в Фонд социального медицинского страхования составили 550 млрд тенге.