Что случилось. Казахстанские пациенты, нуждающиеся в трансплантации и имеющие родственных доноров, не могут попасть на операцию. Об этом сообщила президент РОО "Общество пациентов в трансплантации "Өмip сыйы" Сандугаш Орынбаева.

По её словам, проблема возникла из-за бюрократии и отсутствия необходимых нормативно-правовых актов к Кодексу о здоровье народа и системе здравоохранения, который приняли в Казахстане в июле 2020 года. Минздрав до сих пор не выпустил подзаконные акты к принятому кодексу.

Читайте также: Прививки, донорство и запрет на выкладку сигарет. Что изменилось с новым Кодексом о здоровье

Нужны комиссии по подтверждению родства. Для того чтобы врачи могли провести операцию от родственного донора к реципиенту, нужно провести этическую комиссию, которая подтвердит родство. Раньше ничего о такой комиссии в кодексе не было. Теперь родство подтверждать должны управления здравоохранения. Состав комиссии и её положение должен утвердить Минздрав, без этого документа врачи не имеют права оперировать.

"Минздрав не разработал правоустанавливающую базу за четыре месяца, и даже если они издадут необходимые нормативно-правовые акты, то пройдут ещё месяцы для введения в работу этической комиссии в регионах, а жизнь пациентов, ожидающих спасения, исчисляется часами. И это при наличии согласного родственника стать донором. Почему наши пациенты, прикованные к диализному аппарату, вместе со своими родственниками пережившие боли и страдания, должны ещё страдать и от бюрократических проволочек Минздрава? И дело тут не в дефиците органов, а в элементарном бездействии", – сказала Сандугаш Орынбаева.

Она считает, что бездействие госоргана попирает конституционные права граждан по охране здоровья и получению медпомощи.

"Минздрав должен был в течение 30 дней с даты принятия кодекса разработать подзаконные нормативные акты и уточняющие приказы. Пациенты не могут получить медицинскую помощь из-за халатности и некомпетентности Минздрава. Некоторые трансплант-центры проводят операции, но на свой страх и риск. Кто потом защитит обычных врачей-трансплантологов?", – сказала Сандугаш Орынбаева.

Дефицит препаратов. Также она сообщила о том, что пациенты, которые уже пережили пересадку органа, не могут получить положенные им от государства поддерживающие лекарства – иммунносупрессоры. Эти препараты подавляют иммунитет, чтобы организм не отторгал пересаженный орган. Пациенты после пересадки должны принимать иммунносупрессоры всю жизнь. Но в Нур-Султане, ЗКО и Павлодаре уже несколько месяцев эти препараты в дефиците. Цена на них в частных аптеках превышает 150 тысяч тенге.

"В поликлинику №2, где получают эти лекарства пациенты Нур-Султана, недавно отгрузили всего несколько десятков упаковок. Это капля в море, их получили только несколько человек. А всего нуждающихся в лекарствах – 250. Раньше такого никогда не было в октябре. Да, вечная проблема, что лекарств не хватало в конце и начале года, из-за того что заключались новые договора. Но чтобы нехватка была такой повальной в октябре – это нонсенс. СК "Фармация" просто игнорирует дополнительные заявки от медорганизаций", – сказала Сандугаш Орынбаева.

Она считает, что Минздрав, уделяя всё своё внимание борьбе с пандемией, забыл о том, что в Казахстане есть и другие проблемы, которые нужно решать.

Что говорит Минздрав. Корреспондент Informburo.kz несколько раз связывался с Минздравом, и получал противоположные данные. В первый раз глава управления стационарной и стационарзамещающей помощи Департамента организации медицинской помощи Минздрава Кайсар Абдалиев сообщил, что подзаконные акты и положение об этической комиссии уже почти готовы и находятся на согласовании в Министерстве юстиции. Однако несколько дней спустя он сказал что документ пока ещё находится в Минздраве на согласовании. Сложившуюся ситуацию проблемой он не считает.

"К нам уже обращались по этому вопросу, три дня назад мы дали ответ, что пока врачи могут действовать по старым НПА, создавать этические комиссии на базе своих клиник, пока не вступят в силу новые", – прокомментировал.

На вопрос о том, почему пациенты, у которых шансы на спасение уменьшаются с каждым днём, ждали такого решения так долго, он ответил: "Когда к нам обратились, тогда мы ответили".

Но актюбинские врачи-трансплантологи, к примеру, так и не получили ответа с рекомендацией Минздрава. В Актобе находится один из медицинских центров, в котором занимаются в том числе трансплантацией органов. Главный хирург Актюбинского областного управления здравоохранения Талгат Суйндыков сообщил, что на исходящее письмо, которое управление отправило в Минздрав, ответа так и не поступило. Операции по-прежнему не проводят.

Читайте также: Как стать посмертным донором или отказаться от изъятия органов? Инструкция

По поводу нехватки лекарств в СК "Фармации" ответили, что причиной стала несвоевременная подача дополнительных заявок от поликлиник, в которых выдают препараты. Единый дистрибьютор обещает закупить дополнительный объём и доставить препараты в период с 9 по 20 ноября. А пока из четырёх препаратов, необходимых для пациентов после пересадки органов, в Нур-Султане есть только два.

Почему это важно знать. Помощь пациентам, нуждающимся в трансплантации органов и перенесших её, гарантирована государством. Время здесь играет против человека, и промедление в этом вопросе может лишить человека шанса на выздоровление и привести к его смерти. Положение о проведении этической комиссии, которое так и не утвердил Минзрав, также важно для того, чтобы обезопасить врачей-трансплантологов с правовой точки зрения. Препараты, которые пациенты принимают после пересадки, жизненно необходимы для них. Без этих лекарств организм может отторгнуть пересаженный орган.