В спецпроекте телеканала "Хабар" "Как творилась история" председатель Сената Касым-Жомарт Токаев вспомнил, с какими трудностями шли переговоры с Китаем об оформлении границ с Казахстаном.

"Очень трудные переговоры шли с Китайской Народной Республикой. Они начались в 1992 году, в 1994 был подписан договор о прохождении границы. Но остались два спорных участка – это наследие старых времён. Но надо сказать, что все договоры, подписанные в XIX веке, показывали принадлежность этих участков Китаю. Кстати, из-за этих договоров один миллион казахов остался на современной территории Китая. Тогда нас никто об этом не спрашивал", – рассказал Касым-Жомарт Токаев.

По его словам, из-за этих договоров позапрошлого столетия острова Даманский, Тарабаров, Большой Уссурийский, которые находились на территории России, стали частью Китая.

"Китайцы сразу сказали нам: по этим участкам мы готовы вести с вами переговоры 10 тысяч лет. Мы были вынуждены обратиться к Нурсултану Абишевичу с просьбой вмешаться, потому что переговоры зашли в тупик. Наш Президент был очень убедительным в словах, сказав, что эту проблему нужно решать сейчас, в пользу Казахстана, потому что в будущем эта проблема породит большие трудности как для Казахстана, так и для Китая. Мы не сможет стать стратегическими партнёрами", – отметил председатель Сената.

Тогда на встрече Нурсултана Назарбаева с председателем КНР китайская сторона заявила, что даже их армия против передачи спорных земель Казахстану.

"Они сказали, что рано или поздно эту землю заберут, так как она принадлежит им по договору. Я считаю, что благодаря воле, настойчивости и стратегическому видению нашего Президента, этот вопрос был решён именно в пользу Казахстана. Мы отстояли право на эти земли. Договор был подписан в 1996 году, а в 2002 году был подписан договор о демаркации, то есть об установлении пограничных знаков", – напомнил Касым-Жомарт Токаев.

Президент Казахстана заметил, что после распада Советского Союза практически с каждой страной возникали трудности в процессе переговоров по оформлению границ.

"С Узбекистаном и Кыргызстаном тоже было непросто. Граница проходила посредине дома, когда спальня была у нас, а кухня была там. И надо было договариваться. Так что искусство ведения переговоров нашей дипломатии, и на последних стадиях я, конечно, подключался как тяжёлая артиллерия, мы это решали. И главы этих государств дали нам самую высокую оценку", – сказал Нурсултан Назарбаев.

Глава государства подчеркнул, что в то время армия Казахстана переживала свои не самые лучшие времена.

"Казахстанская армия была в тяжелейшем кризисе, мы не могли их одеть, в военных городках не было тепла, не могли обеспечить жильём как следует нашу армию. Я уж не говорю об оборудовании. Призыв не могли обеспечить! Но вырулили. Сегодня наша армия одна из самых обеспеченных по материально-техническому снабжению", – подчеркнул Президент Казахстана.

Экс-министр финансов Казахстана Александр Павлов вспомнил, как Нурсултан Назарбаев распустил Парламент в 1995 году. По его словам, законодательная власть отказывалась принимать рыночные законы.

Сам Президент Казахстана рассказал, что Парламент саботировал его инициативы из-за боязни отказываться от старой системы управления страной.