Нигматулин заявил о недопустимости демпинга при закупке питания для солдат
Депутаты Мажилиса предлагают обеспечивать воинские части питанием по примеру школ.В Мажилисе предложили вывести услуги по обеспечению питанием военнослужащих из системы госзакупок, чтобы избежать демпинга. Депутаты Мажилиса в первом чтении рассматривают проект законодательных поправок по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора.
Депутаты обсудили возможность внесения поправки, которая позволит вывести услуги по обеспечению питания военнослужащих из-под действия Закона "О государственных закупках". Приобретать эти услуги депутаты предлагают в особом порядке, как это делается в процессе обеспечения питания школьников.
Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин обратился к министру финансов Алихану Смаилову с предложением доработать этот вопрос вместе с депутатами до второго чтения. Он подчеркнул важность обеспечения качественным питанием как школьников, так и военнослужащих.
"В этих учреждениях (школы, больницы, военные учреждения) демпинг недопустим, тем более когда мы говорим о питании для школьников и солдат", – сказал Нурлан Нигматулин.
Он подчеркнул, что в приоритете должно быть качество питания, а не его цена.
"Как показывает нынешняя практика в больницах и школах, в питании, которое приобретается именно демпинговым способом, нет никакого качества. Завтра такая ситуация может сложиться и в военной отрасли. Поэтому мы должны очень тщательно рассмотреть этот вопрос – и в больницах, и в школах, и в военных учреждениях никак нельзя поддерживать демпинг. Если в школах цены демпингуют, о каком качестве, о каком здоровье детей может идти речь?" – отметил спикер Мажилиса.
Министр финансов Алихан Смаилов назвал три главные проблемы в сфере госзакупок:
- проблема чрезмерной зарегламентированности закупок;
- низкая квалификация участников закупок;
- большая доля закупок из одного источника.
Он рассказал о пакете поправок в законодательство, которые помогут упростить процедуры госзакупок:
- Увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника со 100 до 500 МРП (1 МРП в 2018 году – 2405 тенге). Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам и поддержать отечественных поставщиков. Для сельских акиматов порог увеличивается до 3 000 МРП.
- В закупках способом запроса ценовых предложений (до 1 000 МРП) заказчикам даётся право указывать в документации фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары.
- Вводится понятие "электронный кошелёк". Это позволит автоматически возвращать обеспечение заявки на счёт потенциального поставщика.Тем самым будет снижена нагрузка на участников закупок по затратам на услуги банка.
- Совершенствование системы централизованных закупок. Централизованные закупочные органы будут функционировать на республиканском, областном и районном уровнях на базе действующих единых организаторов. Сейчас каждый областной и районный акимат утверждает свой перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов. Теперь закупки единых организаторов будут определяться Минфином. Тем самым будут чётко разграничены закупки централизованных служб. Законопроект также предусматривает нормы, позволяющие объединять мелкие закупки в один крупный лот. Это позволит стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объёмы.
Для повышения квалификации, ответственности участников закупок законопроект предлагает следующие меры:
- Вводится компетенция Минфина по определению способа закупок. Это позволит проводить закупки в сфере строительства только способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
- Устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.
- Решается вопрос демпинга. Теперь даётся чёткое понятие "демпинговая цена" и её недопущение.
- Вводится обязательное внесение обеспечения заявки по закупкам способом запроса ценовых предложений.
- запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников;
- не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации;
- не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках);
- Устанавливается запрет на участие в закупках потенциальным поставщиков, местом регистрации которых являются офшорные зоны.
Для сокращения закупок из одного источника и снижения коррупции законопроект предлагает следующие меры:
- Из 53 оснований закупок из одного источника исключаются пять случаев.
- Устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями "Енбек" уголовно-исполнительной системы МВД РК в рамках закупок из одного источника. Это обусловлено тем, что предприятия "Енбек", получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осуждённых передавали все объёмы на субподряд.
- Устанавливается административная ответственность членов конкурсной комиссии за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса.
Кроме того, законопроект предусматривает нормы по поддержке отечественных товаропроизводителей.
- По аналогии с Россией законодательно устанавливается перечень случаев, при которых Правительство вправе установить изъятия из национального режима. Поправка конкретизирует и расширяет перечень потенциальных защитных мер, регламентирует порядок их применения в части уточнения компетенций Правительства РК. Аналогичные инструменты содержатся в законодательстве большинства стран-партнёров по ЕАЭС.
- Закрепляется компетенция Министерства финансов по установлению дополнительных требований к потенциальным поставщикам. Например, будут установлены такие требования, как наличие производственной базы в районе проведения работ, местных трудовых ресурсов и другие.
По поручению главы государства и на основании депутатских запросов по закупкам квазигоссектора законопроект предлагает следующие поправки:
- Установление административной ответственности работников квазигоссектора за нарушения правил закупок.
- Перевод всех закупок квазигоссектора на электронный формат.
- Утверждение Министерством финансов единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда "Самрук-Казына". Правила "Самрук-Казына" будут утверждаться решением совета директоров фонда по согласованию с Министерством финансов.