Прямой эфир Новости спорта

Нигматулин заявил о недопустимости демпинга при закупке питания для солдат

Депутаты Мажилиса предлагают обеспечивать воинские части питанием по примеру школ.

В Мажилисе предложили вывести услуги по обеспечению питанием военнослужащих из системы госзакупок, чтобы избежать демпинга. Депутаты Мажилиса в первом чтении рассматривают проект законодательных поправок по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора.

Депутаты обсудили возможность внесения поправки, которая позволит вывести услуги по обеспечению питания военнослужащих из-под действия Закона "О государственных закупках". Приобретать эти услуги депутаты предлагают в особом порядке, как это делается в процессе обеспечения питания школьников.

Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин обратился к министру финансов Алихану Смаилову с предложением доработать этот вопрос вместе с депутатами до второго чтения. Он подчеркнул важность обеспечения качественным питанием как школьников, так и военнослужащих.

"В этих учреждениях (школы, больницы, военные учреждения) демпинг недопустим, тем более когда мы говорим о питании для школьников и солдат", – сказал Нурлан Нигматулин.

Он подчеркнул, что в приоритете должно быть качество питания, а не его цена.

"Как показывает нынешняя практика в больницах и школах, в питании, которое приобретается именно демпинговым способом, нет никакого качества. Завтра такая ситуация может сложиться и в военной отрасли. Поэтому мы должны очень тщательно рассмотреть этот вопрос – и в больницах, и в школах, и в военных учреждениях никак нельзя поддерживать демпинг. Если в школах цены демпингуют, о каком качестве, о каком здоровье детей может идти речь?" – отметил спикер Мажилиса.

Министр финансов Алихан Смаилов назвал три главные проблемы в сфере госзакупок:

  • проблема чрезмерной зарегламентированности закупок;
  • низкая квалификация участников закупок;
  • большая доля закупок из одного источника.

Он рассказал о пакете поправок в законодательство, которые помогут упростить процедуры госзакупок:

  • Увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника со 100 до 500 МРП (1 МРП в 2018 году – 2405 тенге). Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам и поддержать отечественных поставщиков. Для сельских акиматов порог увеличивается до 3 000 МРП.
  • В закупках способом запроса ценовых предложений (до 1 000 МРП) заказчикам даётся право указывать в документации фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары.
  • Вводится понятие "электронный кошелёк". Это позволит автоматически возвращать обеспечение заявки на счёт потенциального поставщика.Тем самым будет снижена нагрузка на участников закупок по затратам на услуги банка.
  • Совершенствование системы централизованных закупок. Централизованные закупочные органы будут функционировать на республиканском, областном и районном уровнях на базе действующих единых организаторов. Сейчас каждый областной и районный акимат утверждает свой перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов. Теперь закупки единых организаторов будут определяться Минфином. Тем самым будут чётко разграничены закупки централизованных служб. Законопроект также предусматривает нормы, позволяющие объединять мелкие закупки в один крупный лот. Это позволит стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объёмы.

Для повышения квалификации, ответственности участников закупок законопроект предлагает следующие меры:

  • Вводится компетенция Минфина по определению способа закупок. Это позволит проводить закупки в сфере строительства только способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
  • Устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.
  • Решается вопрос демпинга. Теперь даётся чёткое понятие "демпинговая цена" и её недопущение.
  • Вводится обязательное внесение обеспечения заявки по закупкам способом запроса ценовых предложений.
В настоящее время появилась целая когорта "профессиональных жалобщиков", "троллей", для которых обжалование стало инструментом получения незаконной выгоды от срыва госзакупок. Как правило, такие "профессиональные жалобщики" без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации. Для исключения таких ситуаций предлагается:
  1. запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников;
  2. не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации;
  3. не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках);
  4. Устанавливается запрет на участие в закупках потенциальным поставщиков, местом регистрации которых являются офшорные зоны.

Для сокращения закупок из одного источника и снижения коррупции законопроект предлагает следующие меры:

  • Из 53 оснований закупок из одного источника исключаются пять случаев.
  • Устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями "Енбек" уголовно-исполнительной системы МВД РК в рамках закупок из одного источника. Это обусловлено тем, что предприятия "Енбек", получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осуждённых передавали все объёмы на субподряд.
  • Устанавливается административная ответственность членов конкурсной комиссии за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса.

Кроме того, законопроект предусматривает нормы по поддержке отечественных товаропроизводителей.

  • По аналогии с Россией законодательно устанавливается перечень случаев, при которых Правительство вправе установить изъятия из национального режима. Поправка конкретизирует и расширяет перечень потенциальных защитных мер, регламентирует порядок их применения в части уточнения компетенций Правительства РК. Аналогичные инструменты содержатся в законодательстве большинства стран-партнёров по ЕАЭС.
  • Закрепляется компетенция Министерства финансов по установлению дополнительных требований к потенциальным поставщикам. Например, будут установлены такие требования, как наличие производственной базы в районе проведения работ, местных трудовых ресурсов и другие.

По поручению главы государства и на основании депутатских запросов по закупкам квазигоссектора законопроект предлагает следующие поправки:

  • Установление административной ответственности работников квазигоссектора за нарушения правил закупок.
  • Перевод всех закупок квазигоссектора на электронный формат.
  • Утверждение Министерством финансов единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда "Самрук-Казына". Правила "Самрук-Казына" будут утверждаться решением совета директоров фонда по согласованию с Министерством финансов.

Поделиться:

Новости партнеров