В результате действий интернет-мошенников казахстанцам причинили ущерб на сумму 13 млрд тенге с начала года, сообщил заместитель начальника Центра по борьбе с киберпреступностью МВД Рустем Дюсетаев. 

На брифинге в министерстве замглавы подчеркнул, что случаи киберпреступлений продолжают расти. 

"С начала года зарегистрировано 15,5 тысяч преступлений, связанных с обманом граждан через интернет. В результате действий мошенников гражданам причинили ущерб на сумму 13 млрд тенге. По-прежнему самым распространённым способом остаётся онлайн-торговля. Таким способом совершено почти семь тысяч мошенничеств. Зарегистрировано 1600 фактов оформления фиктивных онлайн-займов в банках и микрокредитных организациях. Граждане продолжают участвовать в различных схемах по быстрому преумножению денег, несмотря на их сомнительность и непрозрачность", – сказал Рустем Дюсетаев. 

За год жертвами таких схем стали 1200 казахстанцев, которые вложили свои деньги в несуществующие инвестиционные проекты. Более того, в ряде случаев для этих целей они оформляли на себя кредиты.

Также мошенники завлекают граждан, создавая ложные сайты от имени крупных, в том числе национальных компаний, банков, криптобирж. При этом все общение с так называемыми менеджерами и брокерами проходит в мессенджерах. По данным Дюсетаева, в некоторых случаях для привлечения больших сумм мошенники проводят разовую выплату якобы дивидендов.


Читайте также: В Kaz Minerals предупредили казахстанцев о фейковом сайте, использующем данные компании


Особую тревогу, как отметил Дюсетаев, вызывают мошенничества от имени сотрудников банков, правоохранительных органов. Таким способом с начала года совершили более трёх тысяч мошенничеств. Преступники сообщают о подозрительных операциях на счёте либо о попытке оформления кредита. Для обеспечения сохранности денег граждан убеждают перевести средства на "безопасный страховой счёт", который в последующем используют для дальнейших переводов либо обналичивания похищенных денег.

"Большинство таких преступлений совершается из-за рубежа, что усложняет процесс их раскрытия. Если по онлайн-продажам необходимую информацию возможно запросить у казахстанских сайтов объявлений, то по другим необходимо направлять международные запросы. Соответственно, получение нужной информации занимает длительное время", – добавил Рустем Дюсетаев. 

Он отдельно обратил внимание на способы привлечения граждан для участия в мошеннических схемах. По его словам, в мессенджерах и социальных сетях активно размещаются объявления о легких заработках. Предлагается открыть на своё имя карту, абонентский номер, в том числе привлечь к таким действиям других людей. В некоторых случаях просят установить на телефон банкинг либо передать карты другим лицам.

В последующем указанные карты и абонентские номера мошенники используют для вывода денег.

В таких случаях либо производится разовая оплата за карту, либо на неё поступают деньги, которые необходимо перечислять другим лицам посредством переводов через криптовалютные биржи или системы международных переводов. За такие услуги от общей суммы предлагается оставить определённые проценты, обычно от 3 до 10%.

"Таким образом граждане втягиваются с мошеннические схемы обналичивания незаконно добытых денег и сами становятся соучастниками преступлений. Мы устанавливаем такие цепочки, задерживаем казахстанцев, которые в целях лёгкой наживы помогали мошенникам вывести деньги на их счета. Хотелось бы предупредить о последствиях участия в таких сомнительных схемах", – уточнил Рустем Дюсетаев. 


Читайте также: Злоумышленники с помощью ИИ создали видео с обращением Токаева и распространили его в соцсетях


При этом, добавил Дюсетаев, в первую очередь наиболее эффективным инструментом недопущения интернет-мошенничеств является правовая и финансовая грамотность граждан. Он дал казахстанцам несколько простых рекомендаций. 

  • Ни в коем случае не следовать телефонным инструкциям работников банков или правоохранительных органов об оформлении кредитов, продаже имущества и переводе своих денег на безопасные счета либо оформлении займов. Правоохранительные органы не проводят специальных операций по телефону.
  • Никому не сообщать свои персональные данные, реквизиты пластиковых карт, не передавать квитанции о переводах, коды и кодовые слова, даже лицам, представляющимся сотрудниками банка или полиции.
  • Не доверять персональные данные неизвестным и непроверенным сайтам. Без проверки не производить предоплату либо договориться об оплате после получения товара.
  • Не осуществлять переводы по сомнительным сделкам, остерегаться финансовых схем без прозрачного источника дохода.
  • Для установки приложений пользоваться только официальными источниками.
  • Не переходить по ссылкам, которые направляют якобы для оплаты либо содержатся в спам-рассылках от неизвестных контактов или в сплывающих окнах. Часто мошенники предлагают для оплаты перейти по ссылке, которая на самом деле является фишинговой.
  • Регулярно менять пароли доступа к услугам банкинга, используйте 3D-защиту и другие меры безопасности, предлагаемые банками.
  • Чаще проверять свои счета через мобильные приложения.