12 декабря в 9 утра начались переговоры бастующих шахтёров "АрселорМиттал Темиртау" с работодателями, сообщила в кулуарах заседания Правительства министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова. Координировать переговоры на месте приехали представители инспекции труда, правоохранительных органов, акимата Карагандинской области.

"Думаю, что в 9 часов они начали. Как закончатся переговоры, мы обязательно дополнительно вам информацию дадим", – сказала она.

"По данным, переданным акиматом Карагандинской области, их 684 человека (находящихся под землёй. – Авт.). Все восемь шахт сейчас дали своих представителей – 32 человека – это, получается, по четыре человека из каждой шахты. Самое главное сейчас – все необходимые меры, касающиеся медпомощи, питания, в таком же режиме передаются", – сказала Тамара Дуйсенова.

По её словам, в "АрселорМиттал Темиртау" работает большая инициативная группа. 32 человека из непосредственно представителей работников ведут переговоры с работодателем. Основное требование работников – увеличение заработной платы на 100%. Сегодня, как отметила Тамара Дуйсенова, самая минимальная оплата (за работу на ремонтно-пусковых участках) составляет 208 000 тенге, а в шахтах, где идёт добыча, 326 000 тенге.

"Второй вопрос – оплата больничных листов 100%. Третий тоже касается оплаты труда. Там различия у них в тарифах идут. Четвёртое требование – вернуть дом (оздоровительный комплекс "Жосалы", который раньше принадлежал профсоюзу шахтёров. Сейчас они хотят его вновь вернуть в руки профсоюза. – Авт.). Уменьшение пенсионного возраста до 50 лет. Вот по этим вопросам сейчас работает инициативная группа", – добавила министр.

Она признала, что вопрос по заработной плате в реальном секторе всегда актуален, это касается не только "АрселорМиттал Темиртау", но и других предприятий, таких как "Казахмыс". Ещё в начале года министерство координировало вопросы коллективного договора на АМТ, где работникам предложили новую систему оплаты труда – грейдерную.

"И вот этот вопрос у них был камнем преткновения. Но недавно, так как "АрселорМиттал" сказал, что будет делать это в пилотном проекте и что это обеспечит повышение заработной платы, профсоюзы как угольного, так и стального департамента согласились. Вы знаете, что профсоюзы – это их основная сила и представители работников, и коллективный договор был у них подписан. Из этой точки зрения мы исходили, что и работодатели, и представители работников пришли к единому мнению. Но вопрос снова поднялся, и теперь они будут вносить изменения в коллективной договор или же покажут и докажут свою новую систему оплаты труда", – добавила Тамара Дуйсенова.

Комментируя требование шахтёров об уменьшении пенсионного возраста, министр упомянула, что в 2014 году был принят закон, согласно которому лица, которые работают во вредных условиях труда, могут уйти на пенсию в 50 лет, если у них есть достаточное количество накоплений.

"Когда мы говорим о достаточных пенсионных накоплениях, сразу возникают мысли, что лица, работающие не во вредных условиях труда, отчисляют всего 10%. Здесь за лиц, работающих во вредных условиях, ещё дополнительно работодатель отчисляет 5%. В прошлом году 362 человека, и это не только шахты "АрселорМиттал", другие работающие во вредных условиях труда, уже ушли в 50 лет на пенсию. А ещё около 1000 человек, работников "АрселорМиттал", набрали соответствующий уровень накоплений, и они тоже уже могут уйти в 50 лет. Поэтому мы исходим из того, что законодательно вопрос пенсионного обеспечения урегулирован", – добавила глава Минтруда.

11 декабря сообщалось, что в Карагандинской области сотрудники четырёх шахт "АрселорМиттал Тамиртау" отказались покидать рабочие места после окончания ночной смены. По информации предприятия, количество отказывающихся выходить из-под земли шахтёров составляло около 200 человек.

30 ноября 2017 года аналогичную акцию протеста устроили шахтёры корпорации "Казахмыс" в городе Сатпаев Карагандинской области. В ней приняли участие около 300 человек. Рабочие требовали поднять им заработную плату на 70%.