Что случилось. В Министерстве финансов РК заявили, что соотношение государственного долга к ВВП не превышает лимит, а концепция, на которую ссылался Счётный комитет в своём отчёте, неактуальна.

Контекст. В своём отчёте Счётный комитет указал на рост госдолга, отметив, что его соотношение к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное концепцией бюджетной политики ограничение в 27%.

"Сейчас это 20,6 трлн тенге, соотношение долга к ВВП достигло 29,4% и превысило тот лимит, который был установлен концепцией в 27%. Кто помнит, в 2014 году безопасный уровень госдолга считался 22% к ВВП и потом он был скорректирован в этой концепции, был повышен. Причём обоснования тогда мы так и не увидели. В этой связи нынешние 29% представляются высоким уровнем", – сказала глава Счётного комитета Наталья Годунова на заседании мажилиса 9 июня.


Читайте также:


Министр финансов Ерулан Жамаубаев тогда ответил, что если будут расти доходы бюджета, то будут сокращаться и заимствования.

Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин констатировал, что "мы уже перешли "красную" черту" по уровню госдолга.

Позиция Министерства финансов. Пресс-служба Минфина распространила сообщение, в котором говорится, что показатель 27% к ВВП являлся индикативным, установленным правительством в докризисный период, и соотношение государственного долга к ВВП не превышает лимит, установленный Договором о Евразиийском экономическом союзе (50% к ВВП) и Национальным планом развития РК до 2025 года (50% к ВВП).

"В настоящее время концепция неактуальна, разрабатывается новый документ с учётом макроэкономической ситуации и других параметров развития экономики", – сообщили в ведомстве.

Министерство подчёркивает, что все долговые индикаторы соблюдаются и находятся на безопасном уровне.

Почему это важно знать. Проблему роста государственного долга Счётный комитет и депутаты парламента поднимают не первый год. С увеличением госдолга растёт и нагрузка на бюджет, так как увеличиваются расходы на его обслуживание. По оценке правительства, в 2021 году государственный долг составит 30,3% к ВВП, а расходы на его обслуживание вырастут до более 2 трлн тенге. Ни на заседании в мажилисе, ни сейчас представители Минфина не представили чёткого ответа, каким образом планируется сокращать объём внешних займов, а также повысить эффективность использования заимствованных средств. Формальное увеличение лимита в соотношении госдолга к ВВП эти проблемы вряд ли решит.