"Любой инцидент – в пользу пешехода". Как будут выявлять и наказывать электросамокатчиков-нарушителей
Мажилис принял закон, который разрешает движение на электросамокате по проезжей части только при наличии водительских прав.Что случилось. В мажилисе приняли закон по вопросам организации дорожного движения, в котором прописаны правила использования электросамокатов. Во время обсуждения документа его инициаторы и представители МВД разъяснили, как будут фиксироваться нарушения со стороны водителей электросамокатов и какое наказание им грозит.
Где можно ездить на электросамокате. Согласно закону, к электросамокатам относятся транспортные средства со скоростью движения до 25 км в час.
Электросамокаты могут двигаться:
- по велодорожкам и обочинам – без ограничений;
- по тротуарам – со скоростью не более 6 км в час;
- по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу в один ряд. Для этого водителю должно исполниться 18 лет, он должен быть в застёгнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории.
На электросамокате запрещается перевозить грузы и пассажиров, водители электросамокатов должны спешиваться на пешеходных переходах и перекрёстках.
Как будут фиксировать нарушения. По словам депутата Екатерины Смышляевой, изначально предполагалось ввести полный запрет движения на электросамокатах по тротуарам, однако члены рабочей группы пришли к выводу, что это приведёт к тому, что многие водители электросамокатов окажутся на проезжей части, и это "убьёт" вид транспорта, у которого есть перспективы для развития.
"Принято ограничение в 6 км/ч. В инструкциях к электросамокатам можно найти пешеходный режим, который рекомендован в людных местах. Он включается автоматически, фиксируется нажатием кнопки. Большая часть самокатов такую кнопку имеет. Специализированных камер на пешеходных дорожках нет, однако скорость визуализируется, фактически это скорость переходного потока. Если самокат значительно превышает скорость, это будет видно на любом видео, если дело дойдёт до судебных разбирательств", – отметила Екатерина Смышляева.
Замминистра внутренних дел Игорь Лепёха добавил, что в законе есть норма, по которой использование электросамокатов не должно создавать опасность для пешеходов.
"Если идёт пешеход – то приоритет у него, водитель электросамоката должен тормозить, объезжать, любой инцидент будет трактоваться в пользу пешехода. Если будет серьёзное происшествие, соответствующая экспертиза может установить, с какой скоростью было движение", – сказал он.
Депутат Асхат Аймагамбетов отметил, что МВД необходимо иметь систему отправки сообщений о нарушениях, которой бы активно пользовались казахстанцы.
"У нас разработано приложение "102", можно сфотографировать любое нарушение, ведётся мониторинг, система чётко работает, но, возможно, она недостаточно разрекламирована. Мы хотели бы расширить охват", – сказал Игорь Лепёха.
Наказание для самокатчиков-нарушителей. По словам Екатерины Смышляевой, новый закон не содержит норм, которые бы предусматривали новые штрафные санкции и поправки в административный кодекс.
"Специальных норм пока у нас нет, есть норма статьи 620 КоАП – "Иные нарушения, допускаемые участниками дорожного движения", она предусматривает штраф в размере 3 МРП либо предупреждение. Эта норма как раз будет распространяться на все нарушения, которые допускаются водителями электросамокатов. Есть статья 593: на сегодня чётко регламентируется, что самокатчики не имеют права перевозить пассажиров и грузы. Перевозка пассажиров на электросамокате, условно говоря, будет наказываться штрафом 5 МРП", – рассказал замглавы МВД Игорь Лепёха.
Проблема с инфраструктурой. Как отметила Екатерина Смышляева, одной из проблем развития электросамокатов является отсутствие городской инфраструктуры в виде выделенных полос и дорожек. С учётом расширения парка частных электросамокатов и появления на рынке Казахстана шеринговых сервисов в ближайшее время нагрузка на имеющуюся, не приспособленную для этого вида транспорта инфраструктуру будет только расти.
Министр внутренних дел Марат Ахметжанов в кулуарах мажилиса сообщил, что инфраструктура Казахстана сегодня не позволяет разрешить движение электросамокатов только по велодорожкам. В Казахстане протяжённость велодорожек составляет всего 500 км, большая часть из них – в мегаполисах.
"Конечно, хотелось бы, чтобы на электросамокатах ездили по велодорожкам. Это зона ответственности местных исполнительных органов. Каждый аким заинтересован, чтобы создавалась комфортная среда и безопасные для пешеходов условия", – сказал Игорь Лепёха.
Екатерина Смышляева подчеркнула, что пока законодательные нормы для строительства специальной инфраструктуры, в частности, велодорожек, носят характер возможности и рекомендации, но не обязательства. По её мнению, обустройство велодорожек необходимо предусматривать при строительстве новых микрорайонов.
Нужно ли получить госномер на электросамокат. Регистрировать электросамокаты и присваивать им госномера пока не планируется, сообщил глава МВД Марат Ахметжанов.
"Сегодня этот вопрос не рассматривается, но в последующем будем смотреть, потому что здесь не только по самокатам рассматривается, но и по мопедам, по велосипедам. На сегодня, к сожалению, участились случаи дорожно-транспортных происшествий с участием водителей мопедов, самокатов, поэтому пришло время правого регулирования. Вы знаете, у нас принцип "что не запрещено законом, то разрешено", поэтому кое-какие ограничения в целях обеспечения безопасности участников дорожного движения, в первую очередь, пешеходов, самих самокатчиков, мопедистов, принимаются", – сказал министр.
Почему это важно знать. Вопрос разработки правил для владельцев электросамокатов часто поднимали на протяжении последних нескольких лет. Новый законопроект на стадии обсуждения в рабочей группе в мажилисе вызвал споры, особенно в предпринимательской среде. Владельцы шеринговых компаний считают, что закон будет ущемлять их интересы в развитии бизнеса. Как сообщили разработчики закона, это лишь первый пакет норм, связанных с электросамокатами, в нём не прописаны способы фиксации нарушений и ответственности за них, хотя это больше всего интересует всех участников движения. При необходимости будут приняты дополнительные законодательные изменения, призванные улучшить положение на дорогах.