Прямой эфир Новости спорта

"Без инфраструктуры придём к полному запрету". Улучшит ли закон об электросамокатах ситуацию на дорогах

Депутаты потребовали запустить программу общественного контроля над электросамокатами, а также вести учёт происшествий с их участием.

Что случилось. Депутаты мажилиса заявили о необходимости строительства отдельной инфраструктуры для проезда на электротранспорте. Иначе, по их словам, в самое ближайшее время придётся прибегнуть к усилению регулирования, что, в конечном итоге, приведёт к полному запрету электросамокатов и других новых средств мобильности.

В чём проблема. Во время заседания мажилиса депутат от партии Amanat Сергей Пономарёв обратился в своём запросе к заместителю премьер-министра Роману Скляру. По его словам, в партию поступают десятки обращений граждан с просьбой навести порядок в движении электросамокатов. Казахстанцы жалуются, что электрические самокаты ездят между пешеходами с большой скоростью.

"У водителей самокатов пока нет ограничений по возрасту, психическому или физическому состоянию в момент управления. Нет чётких требований к скоростному режиму и выполнению правил дорожного движения. Самокатчики, особенно юные, не знают, что такое наказание за сбитого пешехода. Частные самокаты не пронумерованы и вычислить их в случае побега с места происшествия архисложно. Учёт пострадавших на тротуарах от наездов не ведётся ни одним уполномоченным госорганом, и доказать вину самокатчика нет возможности", – сказал Сергей Пономарёв. 

Депутаты провели опрос персонала травмопунктов, который показал, что в мегаполисах ежедневно каждая больница принимает в среднем трёх-четырёх участников происшествий с электросамокатами.

Контекст. В июле 2022 года в Казахстане приняли национальный стандарт СТ РК 3769-2022 "Самокаты электрические. Технические требования". В нём указано, что к электросамокатам относятся электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя, не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч. А при движении задним ходом или в пешеходном режиме – не более 6 км/ч. Для управления самокатами, что разгоняются быстрее 50 км/ч, нужны водительские права категории А1, как на мопед.

Поправки в закон. В январе этого года депутаты Екатерина Смышляева, Юлия Кучинская и Жанат Омарбекова инициировали поправки в законодательство, которые предусматривают правила использования электросамокатов. 

Проект закона в изначальном виде устанавливает, что электрические самокаты должны двигаться по велосипедной дорожке и велосипедной полосе движения, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд. Не допускается движение по правовому краю проезжей части, полосе маршрутных транспортных средств, обочине велосипедистов, водителей электрических самокатов, не достигших 16-летнего возраста. 

Более подробно о вносимых поправках можно прочесть здесь

Накануне депутат Екатерина Смышляева сообщила Informburo.kz, что рабочая группа предложила внести в законопроект требование о наличии водительских прав с 18 лет при выезде на дорогу. Поправки планируют рассмотреть на пленарном заседании в парламенте 10 мая. 

Поможет ли только закон. Мажилисмены отметили важность экологичного вида электротранспорта, особенно в Алматы. Поездки на таком транспорте значительно снижают нагрузку на загазованность, пробки, автопарковки и вызовы такси в крупных городах.

Сергей Пономарёв заявил, что партия Amanat предложила первые шаги в регулировании движения этих транспортных средств, инициировав соответствующий законопроект.

"Разрешение езды по тротуарам при лавинообразном росте электросамокатов не оставит места пешеходам. В предложенном законопроекте мы нашли правовой компромисс. Но это временная мера. Мы хотим и будем развивать новый электротранспорт и нужно немедленно пересмотреть отношение к созданию для него инфраструктуры. Без неё в самое ближайшее время нам придётся прибегнуть к усилению регулирования и, в конечном итоге, полному запрету электросамокатов и других новых средств мобильности", – заключил Пономарёв.

Депутаты попросили: 

  • провести в регионах ревизию специализированной инфраструктуры, пригодной для движения электросамокатов;
  • включить в проектную документацию и рассмотреть возможность выделения денежных средств на строительство инфраструктуры;
  • привлекать к созданию инфраструктуры для новых видов транспорта шеринговые компании;
  • ввести учёт происшествий с участием электросамокатов при обращении за медицинской помощью на уровне организаций здравоохранения;
  • Министерству внутренних дел завершить работу и запустить в эксплуатацию программу общественного контроля за соблюдением правил дорожного движения, чтобы любой пешеход мог снять торпеду нарушителя и отправить видео в дорожную полицию.

Что думают компании, сдающие самокаты в прокат. Владельцы шеринговых компаний уверены, что законодательные изменения приостановят не только их бизнес, но и развитие микромобильного транспорта в целом.

"Новые поправки затормозят развитие экологически чистого транспорта и дискриминируют большую группу лиц, пользующихся как шеринговыми электросамокатами, так и имеющих личные, в том числе использующих этот вид транспорта для выполнения работы, особенно курьеров. Кроме того, человек, который выучился водить автомобиль, необязательно может водить электросамокат. Поэтому вводить такую меру без предварительной подготовки юридической базы кажется необдуманным решением. Происходит ущемление прав самокатчиков", – сказал директор ТОО "Jet Sharing" Мусалав Алибеков.

Он привёл в пример опыт в таких странах, как Россия, Украина, Беларусь, Грузия, Турция, Южная Корея. В них  действуют ограничения по скорости (до 20-25 км/ч) без запрета езды на тротуарах. В Казахстане же в 2017 году велосипедистам разрешили движение по тротуарам, при этом необходимости в правах для движения по проезжей части нет.

Глава Jet Sharing предложил ввести обязательное страхование третьих лиц для кикшеринговых компаний, чтобы гарантировать компенсацию пешеходам в случае получения травм. Алибек подчеркнул, что готов реализовать это без специального закона.

Почему это важно знать. С наступлением тёплого времени года казахстанцы всё чаще пользуются электросамокатами. В действительности, такой вид транспорта –  отличная и экологичная альтернатива автомобилям, в особенности в городах, жители которых всё больше страдают от выбросов. С другой стороны, водители электросамокатов могут как сами оказаться в опасной ситуации, так и создать её для других участников дорожного движения. Проблема обсуждается не первый год, и многие видят её решение в законодательном регулировании.

Однако очевидно, что с принятием закона ситуация моментально не изменится. В большинстве случаев ДТП с самокатами связано с отсутствием необходимой инфраструктуры и отдельной полосы для проезда. На тротуарах электросамокаты рискуют наехать на значительно медленнее передвигающихся пешеходов, на проезжей части – столкнуться с быстро едущим автомобилем. Планируемые поправки по передвижению самокатов по велосипедным дорожкам и полосам также имеют обратную сторону. Почти во всех городах страны велодорожная сеть не развита или вовсе отсутствует. Пешеходы также часто грешат тем, что идут по специально отведённым для велосипедистов полосам. Кроме того, дорога на велодорожках не всегда пригодна для удобного проезда: даже на левобережье столицы нередко встречаются ямы, оставшийся после строек мусор, не до конца спиленные деревья и заборы. Решение инфраструктурного вопроса станет инвестицией в безопасное и комфортное передвижение на электросамокатов.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров