Кто и как в "Казахавтодоре" передавал взятки аудиторам Счётного комитета, выявили в суде
Аудиторы Счётного комитета предложили скрыть нарушения "Казахавтодора" на 800 млн и 2 млрд тенге.В суде №2 Алматинского района Астаны состоялось заседание главного судебного разбирательства по обвинению аудиторов Счётного комитета и гендиректора "Казахавтодора" Серикжана Мукашева.
Обстоятельства, при которых подсудимые совершили коррупционное преступление, озвучил государственный обвинитель Султан Жаманов.
10 декабря 2015 года "Казахавтодор" подлежал аудиту финансовой деятельности. Проведение аудита было поручено аудиторам Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Ботагоз Копобаевой и Алмагуль Жангирбаевой, напомнил он.
22 ноября 2016 года они приступили к аудиту объектов "Казахавтодора", а необходимую документацию аудиторам предоставляла заместитель директора "Казахавтодора" Гульназ Рамазанова.
Во время проверки деятельности предприятия госаудиторы выявили ряд нарушений, подлежащих возмещению в доход государства.
"Учитывая то обстоятельство, что, проводя госаудит в отношении "Казахавтодора", по результатам которого будет составлен государственный отчёт, Ботагоз Копобаева и Алмагуль Жангирбаева понимали, что руководство предприятия находится в зависимом от них положении, в этой связи Ботагоз Копобаева и Алмагуль Жангирбаева, используя своё служебное положение в корыстных целях, задались преступным умыслом о незаконном материальном обогащении путём получения взятки в крупном размере от руководства РГП на ПХВ "Казахавтодор". Для успешной реализации своей цели они разработали преступный план, который заключался в выявлении дополнительных нарушений, оглашении их руководству "Казахавтодора" и получении взятки за последующее сокрытие этих нарушений", – сказал прокурор в зале суда.
По его словам, предложение, в котором госаудиторы могли скрыть некоторые нарушения "Казахавтодора" за определённую сумму, было озвучено за ужином 30 ноября 2016 года в ресторане "Korean House".
"Во время ужина Ботогоз Копобаева сообщила Гульназ Рамазановой о выявленных нарушениях в деятельности предприятия и потребовала передать Серикжану Мукашеву сообщение о возможности сокрытия основных нарушений за взятку в размере 20 млн тенге. В этот же вечер Серикжан Мукашев прибыл в ресторан и присоединился к ужину. Пользуясь этим, Ботагоз Копобаева лично сообщила Мукашеву о своём требовании передачи взятки, уточнив, что сумму ему скажет Рамазанова", – уточнил прокурор.
5 декабря госаудиторы объявили замдиректора "Казахавтодора" о дополнительно выявленных нарушениях, влекущих возмещение в доход государства 800 млн тенге. В этот же день Гульназ Рамазанова доложила Серикжану Мукашеву, что перечень нарушений, выявленных аудитором, увеличивается.
6 декабря аудиторы снова сообщили о выявленных нарушениях, допущенных головным предприятием и областными филиалами, которые влекли возмещение в доход государства уже более 2 млрд тенге.
"В этот же день Гульназ Рамазанова поставила в известность главу "Казахавтодора". Он, понимая, что должностные лица Счётного комитета в силу своего служебного положения могут негативно повлиять на деятельность возглавляемого им предприятия путём отражения всех выявленных нарушений в аудиторском учете, решил согласиться на незаконное требование Ботагоз Копобаевой и Алмагуль Жангирбаевой о передаче денежного вознаграждения. Тогда же Серикжан Мукашев решил привлечь Гульназ Рамазанову в качестве посредника в передаче и получении взятки путём ведения переговоров. Рамазанова, находясь в служебном влиянии от Серикжана Мукашева, в целях сокрытия нарушений дала своё согласие на последующую передачу взятки в крупном размере", – пояснил обвинитель.
Гульназ Рамазановой по поручению Серикжана Мукашева удалось договориться с Ботагоз Копобаевой и Алмагуль Жангирбаевой о снижении взятки до 15 млн тенге и сокращении возмещения в доход государства с 2 млрд до 60 млн тенге.
Учитывая, что для дачи взятки государственным аудиторам необходимы определённые средства, Мукашев решил привлечь к преступлению подчинённых ему работников в качестве исполнителей: заместителя директора Ернура Шамишева, руководителя управления госзакупок Ажигулова, руководителя производственно-технического управления Елемесова, главного бухгалтера Курганову и директоров областных филиалов "Казахавтодора", а также в качестве второго посредника – главного инженера областного филиала Куштаева.
"Мукашев распределил роли участников группы следующим образом: Гульназ Рамазанова должна способствовать Серикжану Мукашеву в достижении реализации дачи взятки Ботагоз Копобаевой и Алмагуль Жангирбаевой. Шамишев, Ажигулов и Елемесов должны были выехать в областные филиалы и довести сведения их директоров о незаконном распоряжении Серикжана Мукашева о передаче средств в размере 1 млн тенге каждый, а для директора Мангыстауского филиала с учётом низкого финансирования – 500 тысяч тенге. Курганова как главный бухгалтер должна была устранить препятствие к совершению преступления и вести учёт денежных средств, передаваемых из областных филиалов. Также она должна была обеспечить хранение денежных средств для последующей передачи денег в качестве взятки. Куштаев, являясь посредником, должен был получить от Кургановой деньги и передать их в качестве взятки аудиторам", – объяснил Султан Жаманов.
Он отметил, что уже 8 декабря 2016 года глава "Казахавтодора" подписал приказы о командировании Шамишева, Ажигулова и Елемесова в города Актобе, Петропавловск и Алматы и о своей поездке в город Павлодар. Договорённость о передаче денег с остальными филиалами велась по телефону.
15 декабря Ботагоз Копобаева и Алмагуль Жангирбаева завершили составление аудиторского учёта, в котором отразили лишь часть нарушений на сумму 69 млн тенге.
"После передачи аудиторского отчёта Куштаев направился к Кургановой, чтобы взять деньги, завёрнутые в жёлтый полиэтиленовый пакет. Этот пакет был передан племяннику Ботагоз Копобаевой, который и передал всю сумму госаудитору", – заключил он.
20 декабря большинство руководителей"Казахавтодора" были задержаны за дачу взятки госаудиторам Счётного комитета.
В ходе следственных мероприятий Копобаева, Мукашев, Ажигулов, Шамишев, Курганова и Елемесов полностью признали свою вину и раскаялись в содеянном.
В связи с наличием на иждивении малолетних детей, инвалидов и достижением пенсионного возраста в отношении госаудитора Ботагоз Копобаевой, главного бухгалтера РГП "Казахавтодор" Кургановой, руководителя отдела Елемесова мерой пресечения избран домашний арест.