Как повлияют на казахстанский рынок изменения правил экспорта машин из Китая, рассказал генеральный директор ТОО "Агентство мониторинга и анализа автомобильного рынка" Артур Мискарян.

14 ноября несколько министерств Китая опубликовали уведомление о строгом контроле за экспортом новых автомобилей под видом подержанных. С 1 января 2026 года для всего экспортируемого транспорта, с даты регистрации которого прошло менее 180 дней, нужно предоставлять подтверждение о послепродажном обслуживании от производителя. Такую норму вводят для исключения схем, когда машины покупали для внутреннего рынка, а затем прекращали их регистрацию и отправляли за границу.

По мнению Мискаряна, подержанные машины и дальше будут вывозить из Китая для ускорения обновления автопарка.

"Объявленные меры отнюдь не сводятся только к сокращению бюджетных расходов в Китае. С одной стороны, необходимо снизить "вымывание" из автопарка фактически новых машин, с другой стороны – повысить экспорт автомобилей и машинокомплектов, предназначенных для зарубежных рынков. При этом действительно подержанные автомобили будут вывозить, чтобы ускорить обновление автопарка", – поделился автоэксперт.

Он считает, что новые правила позитивно скажутся на казахстанцах и не повлияют на рост стоимости автомобилей.

"Безусловно, сокращение серого импорта позитивно скажется на безопасности потребителей. При этом цены будут сохранять стабильность в силу растущего производства техники в Казахстане и расширения ассортимента автомобилей, в том числе китайских брендов", – уверен Мискарян.

Автоэксперт добавил, что казахстанским регуляторам тоже необходимо принимать меры для сокращения серых поставок автомобилей. В большинстве регионов растёт число жалоб и исков покупателей к таким дилерам.