Казахстан спустя 8 лет вернулся к идее транспортировки нефти через Азербайджан
По оценкам нефтяников, существующие трубопроводы имеют достаточную пропускную способность для обеспечения экспорта нефти из Казахстана в нынешних объёмах.Власти республики возобновили переговоры по созданию Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти, пишет Trend со ссылкой на журнал Nefte Compass.
Предыдущий проект Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ), который активно обсуждался начиная с 2008 года, был отложен из-за неопределенности с началом добычи на месторождении Кашаган и расширением месторождения Тенгиз в Казахстане.
Тогда предполагалось, что проект будет состоять из нефтепровода "Ескене–Курык" на территории Казахстана и Транскаспийской системы, включающей нефтеналивной терминал в порту Курык на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, нефтесливной терминал на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до трубопроводной системы "Баку–Тбилиси–Джейхан". Далее нефть должна была транспортироваться на международные рынки посредством нефтепровода "Баку–Тбилиси–Джейхан" или других нефтетранспортных систем, расположенных на территории Азербайджана, Грузии и Турции.
Источник утверждает, что имеющиеся на сегодняшний день в стране трубопроводы имеют достаточную пропускную способность для обеспечения экспорта нефти из Казахстана в нынешних объёмах, но при наращивании нефтедобычи их может оказаться недостаточно. Поэтому было решено вернуться к идее строительства ККСТ.
Проект ККСТ появился после того, как 16 июня 2008 года Нурсултан Назарбаев и Ильхам Алиев подписали Договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы "Баку–Тбилиси–Джейхан". Следует также отметить, что основы этого договора были заложены в основном многостороннем соглашении (ОМС) о международном транспорте по развитию коридора "Европа–Кавказ–Азия" (ТРАСЕКА)", направленном на развитие сотрудничества Казахстана в области транспортной политики со странами Кавказского региона.
Месторождение Кашаган в северной части казахстанского сектора Каспийского моря – одно из крупнейших месторождений нефти, открытых за последние 40 лет. Его извлекаемые запасы оцениваются приблизительно в 9-13 миллиардов баррелей нефти. Ожидается, что в 2017 году добыча нефти на Кашагане достигнет 8,9 миллиона тонн, газа - 5,6 миллиарда кубических метров. В последующие годы планируется нарастить добычу до 13 миллионов тонн нефти и девяти миллиардов кубических метров газа в год.
Месторождение Тенгиз на сегодняшний день обеспечивает порядка 30 процентов нефтедобычи Казахстана. Реализация проекта будущего расширения на Тенгизе позволит увеличить объёмы производства на месторождении примерно на 12 миллионов тонн в год – до 39 миллионов тонн в год.