Что случилось. Глава Halyk Bank Умут Шаяхметова рассказала, что при оплате покупок или услуг через частные переводы (например, переводом на Kaspi Gold), предприниматели не смогут скрыть свои доходы перед налоговыми службами.

"Банки при запросе подобной информации уполномоченными органами могут поднять наиболее частые платежи на карту физлица и показать, какие есть ежедневные поступления от разных физлиц. По тепловой карте, через телекоммуникационные компании можно отследить местоположение. Идёт отчёт, что он работает, например, официантом в ресторане, и это полное доказательство того, что он получает доходы от своей деятельности, уходя от налогов", – сказала она.

Контекст. В начале ноября Минфин заявил о планах по фискализации банковских переводов: каждая операция будет рассматриваться индивидуально, система будет отслеживать все денежные потоки. Эта инициатива не коснётся физлиц, но ведомство прорабатывало вопрос администрирования доходов предпринимателей, применяющих систему мгновенных переводов в своём бизнесе.

Против налогообложения на переводы по банковским картам выступил депутат Мажилиса Азат Перуашев.

Но затем президент Токаев поручил снять вопрос возможного введения налогов на безналичные переводы с повестки дня.

Почему это важно знать. Поднятый на уровне Правительства вопрос налогообложения банковских переводов беспокоит многих казахстанцев, особенно предпринимателей, которые принимают оплату безналичным переводом (в частности через приложение Kaspi). Несмотря на то, что президент распорядился закрыть тему, расслабляться пока рано – госорганам поручили тщательно проработать этот вопрос.

Умут Шаяхметова подчеркнула, что бизнесмены, используя P2P (person to person) переводы, уходят от налогов.

"Минфин поднимал вопросы C2B (customer to business) переводов, когда клиент-физлицо оплачивает услуги юрлица через карточку физлица, собственника бизнеса. Вы оплатили на базаре за товар, но продавец при этом не указывает свои доходы и не платит с них налоги. Другая ситуация: пришли в ресторан, а официант предлагает перекинуть деньги на карту, минуя POS-терминал или кассовый аппарат. Такие платежи – это злоупотребление, уход от налогообложения, отсутствие прозрачных платежей между физическим и юридическим лицом, которое получает выгоду, но не платит налоги", – пояснила глава Halyk Bank.

Она считает, что необходимо чётко разграничить виды переводов.

"Нужно ввести функцию "Назначение платежа". При этом однозначно запрет должен быть на оплату, например, вышеназванному официанту, который затем снимает с банкомата эту наличку и пропускает её мимо кассового аппарата. Всё это превращается в наличный теневой оборот. Сегодня мы видим тенденцию, что безналичные платежи выросли более чем в два раза, а налоговые поступления не выросли. Более того, упали и обороты по POS-терминалам, по некоторым отраслям – в два раза. Это говорит о том, что люди перешли на P2P переводы", – сказала она.

Глава Halyk Bank порекомендовала предпринимателям ввести оплату через QR-коды.

"Они очень дешёвые, без комиссий, дешевле чем POS-терминалы. С ними работают многие банки, не только мы", – отметила она.

Умут Шаяхметова напомнила о рисках при оплате услуг или покупок через переводы на карту физлица. В первую очередь – это финансирование терроризма или экстремизма.

"Случай из практики: человек является членом какой-то партии или группировки, входящей в госбазу террористов. Например, он продаёт телефоны или на базаре какие-то товары. Вы не знаете, чем данное физлицо занимается. Вы, проведя платёж на карту физлица, по факту оказали финансовую поддержку террористу, не подозревая этого. Вы просто купили картошку у этого человека. Завтра в случае расследования, подняв и увидев все поступления на его счёт, ваш перевод будет расцениваться как поддержка терроризма. Поэтому выход только один – платить наличными или через официальные каналы", – рассказала она.