Экспорт зерна из Казахстана упал на 30%
С октября Китай ввёл полный запрет на поставки ряда товаров, включая зерно и продукты его переработки.Экспорт зерна из Казахстана упал на 30%. В сентябре Казахстан поставил за рубеж 300 тысяч тонн пшеницы, тогда как обычный объём для этого месяца составляет 450 тысяч тонн. Прогноз по экспорту на октябрь составляет 500 тысяч тонн при нормативном объеме 700-800 тысяч тонн. Такие цифры привёл официальный представитель-эксперт Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов, сообщает ElDala.kz.
Одной из причин снижения объёмов эксперт называет ограничения на экспорт зерна, введённые Китаем. С октября Китай ввёл полный запрет на поставки ряда товаров, включая зерно и продукты его переработки.
"Китаю нужен транзитный коридор в Европу, а инфраструктурные возможности у него ограничены. И они просто берут в обслуживание те товары, которые им выгоднее. Понятно, что это не наш контейнер с зерном, а контейнеры с электроникой для автозаводов, которые стоят по миллиону долларов каждый. Исходя из этого, они нас, говоря прямо, просто вышвырнули из очереди. Им наш импорт не нужен, а наши интересы они учитывать просто не хотят. С той же Россией Китай так поступать боится, потому что понимает, каким будет ответ: есть если китайцы не пропустят российский товар – Россия не примет китайские грузы", – говорит Евгений Карабанов.
Казахстанские госорганы не усматривают в действиях КНР признаков продуктового эмбарго, потому что в аналогичной ситуации находятся и другие страны.
"Усматривать здесь эмбарго необъективно. Посмотрите, что происходит с Кыргызстаном, с Россией и другими приграничными районами. Прежде всего это связано с развитием коронавируса. При поступлении наших грузов на территорию Китая Covid-19 обнаруживается на мешках, на автомобилях, у водителей", – сообщил руководитель управления КНР Департамента Азии и Тихоокеанского региона МИД РК Алмас Сейтакынов.
Кроме того, он отметил рост нагрузки и на железнодорожные перевозки из-за мирового удорожания перевозок морским путём.
Исходя из объяснений китайской стороны, представитель МИДа назвал основные причины возникших проблем с грузоперевозками из Казахстана в Китай:
- ужесточение правительством СУАР санитарно-эпидемиологических мер;
- усиление проверки санитарными службами Китая грузов на наличие коронавирусной инфекции: пробы берутся с поставляемой из РК продукции и грузов в каждом вагоне;
- сокращение количества рабочих на китайской части пунктов пропуска, так как при подозрении на Covid-19 вся смена рабочих направляется на 14-дневный карантин;
- похолодание: в зимний период увеличивается время противоэпидемиологической обработки грузовых автомобилей и вагонов на пунктах пропуска;
- запрет на ввоз мелкотарной продукции.
Кроме того, сказывается нехватка контейнеров в Казахстане для перевозки грузов в КНР.
Алмас Сейтакынов подчеркнул, что вопрос находится на контроле министерства.
Как отметил заместитель председателя НПП "Атамекен" Талгат Темирханов, сегодня пока нет решения этой проблемы. Чтобы казахстанские экспортёры и импортёры, чьи грузы застряли на границе, не попали под штрафные санкции за срыв контрактов, им выдают свидетельства о форс-мажоре.
"Порядка 200 свидетельств мы выдали, риски сняли на 2,2 млрд тенге. Но суть в том, что мы вынуждены экстренно тушить пожар, а системно решить вопрос пока не получается. Не удалось нам пока достучаться до китайских коллег", – сказал он.
Читайте также:
- 130 тысяч тонн казахстанского угля экспортировали в Китай из-за нехватки топлива в стране
- В Китае усугубляется энергетический кризис: останавливаются заводы, в городах не работают светофоры