Эксперты рассказали, как проходит дерадикализация детей, вернувшихся из Сирии
С детьми работают психологи, теологи и другие специалисты.Казахстанские дети, которых вернули на родину из Сирии, ходят в обычные школы, но с ними дополнительно работают психологи, правоохранительные органы, органы опеки и образования. Об этом Informburo.kz на встрече членов Комиссии по правам человека при Президенте РК в Казахском университете международных отношений и мировых языков имени Абылайхана рассказала эксперт комиссии Лейла Байшина, которая долгое время являлась координатором проектов ООН.
Параллельно ведётся работа и с матерями этих детей, задействованы комиссия по правам женщин и кризисные центры.
Матери детей, возвращённых из Сирии, уже взрослые, и с их затуманенным сознанием работать труднее, отметила эксперт. Особое внимание уделяется тому, чтобы эти женщины не смогли вернуться к своим мужьям-радикалам в Сирию. Этим вопросом занимается КНБ РК.
Для людей, пострадавших от радикальной идеологии в Астане, Алматы, Шымкенте, Жезказгане и городе Сатпаев Карагандинской области работает общественный фонд "Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр "Акниет".
В Астане на реабилитации в этом центре сейчас находятся две женщины и шестеро детей, которых в этом году власти Казахстана вернули из Сирии.
По словам директора центра Алима Шауметова, с пострадавшими работают специалисты: психологи и теологи.
"Мы приглашаем их в определённое время, специалисты проводят с ними беседу около двух часов. Со взрослыми детьми восьми-девяти лет проводятся отдельные беседы, а маленькие трёхлетние дети посещают специалистов в присутствии матери. Это маленькие дети, там о радикализации и речи быть не может", – объяснил он.
Глава центра отметил, что все дети читают намаз, однако это ещё не может говорить о влиянии деструктивных религиозных течений.
"Эти дети долгое время пребывали в горячих точках на сирийско-иракской границе и там, беря пример со своих отцов, братьев и дядей, читали намаз. Молиться они продолжают и сейчас. Вместе с тем у них нет проявлений, которые бы могли представлять опасность. Обычные дети, играют в игры, ходят в школу, и они счастливы от того, что попали в мирную среду, что тут нет войн и дети живут своей жизнью в спокойной обстановке. Они радуются тому, что уехали оттуда", – пояснил эксперт.
Как отмечает Алим Шауметов, главная задача центра – это работать со взрослыми, потому что все дети походят на своих родителей.
"То что сказал взрослый, то и будет делать ребёнок, естественно, наша первая задача – это исправить родителей, если они подвержены радикальной идеологии, потом уже переходить к детям. В основном наши психологи ориентированы на взрослых, но им приходится работать и с детьми", – добавил он.
После возвращения на родину у женщин был страх при контакте, они боялись общаться с людьми, вспоминает директор центра. Однако после продолжительной работы (с начала сентября) психологам удалось наладить контакт.
Дерадикализация в отличие от работы с психологами проводится более длительное время.
"Если эти люди заблуждались по вопросам религии, то с ними работают теологи, которые разъясняют ошибочность той идеологии, которая была им навязана в Сирии и Ираке. Это процесс такой долгий, и к каждому нужен индивидуальный подход. Всё зависит от человека, от его интеллектуального развития, кто-то быстро усваивает материал, кто-то долго. Это же реабилитационная работа. Нужно время, потому что эта идеология долго внушается, и чтобы за месяц человек отказался от неё, никто не может этого гарантировать", – уточнил он.
По словам Алима Шауметова, поняв, что у пострадавших уже восстановилась правильная идеология и они могут обходиться без помощи, специалисты делают заключение о поведении и религиозных взглядах.
"Все пострадавшие находятся в тесном контакте с нашими специалистами, у них есть телефоны друг друга, поэтому они могут консультироваться уже после реабилитации", – заключил он.
В Южно-Казахстанской, Жамбылской, Актюбинской, Кызылординской и Атырауской областях также действуют центры по оказанию правовой, социально-психологической помощи взрослым и детям, подвергшимся влиянию экстремистской религиозной идеологи.
По данным КНБ РК, из горячих точек в Казахстан вернулись 63 ребёнка. Ожидается прибытие ещё 50 детей.
В этой связи в МИД РК подняли вопрос о дерадикализации этих детей. Кроме того, в ведомстве прорабатывается вопрос об отправке журналистов в лагерь для беженцев для съёмок репортажей об этих детях. Данные журналистские материалы смогут помочь родственникам в Казахстане опознать детей.