Согласно международному рейтингу Global petrol prices от 19 февраля 2018 года, Казахстан занимает 15-е место среди стран мира с самым дешёвым бензином. Об этом на расширенном заседании коллегии Министерства энергетики сообщил глава ведомства Канат Бозумбаев.

Министр отметил, что для анализа использовались цены на высокооктановые бензины и дизельное топливо в 167 странах мира.

"В рейтинге стран с самым дешёвым бензином Казахстан занимает 15-е место с ценой 56 центов за литр. Средняя цена по миру за 1 литр – 1 доллар 15 центов. Страной с самой низкой ценой на автомобильный бензин сегодня является Венесуэла – 1 цент за 1 литр. Страной с самым дорогим автомобильным бензином является Исландия – 2 доллара 10 центов за литр", – сказал он.

Канат Бозумбаев добавил, что если сравнивать цены в разрезе стан СНГ, то самый дешёвый бензин в Туркменистане. Казахстан в этом списке стоит на втором месте.

"Дешевле, чем у нас, бензин есть только в Туркменистане – 0,43 доллара, а дизтопливо – в Азербайджане и Туркменистане. По дизтопливу Казахстан занимает 14-е место – 50 центов. Средняя цена в мире составляет 1 доллар 4 цента", – подчеркнул он.

Между тем глава Минэнерго добавил, что после ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность модернизированных НПЗ во втором полугодии 2018 года ожидается обеспечение рынка страны отечественными нефтепродуктами: по бензину до 90%, по дизельному топливу – 90%, авиакеросину – 70% и по мазуту – традиционно 100%.

"Во второй половине 2018 года планируется завершение модернизации Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Объём переработки нефти в 2018 году по плану увеличится на 1 млн 100 тысяч тонн и составит ровно 16 млн тонн. Также увеличится глубина переработки в среднем с 63% до 83%, выпуск продукции экологического класса К4, К5, четвёртое – появление возможностей экспорта ГСМ", – сказал он.

Во втором полугодии 2018 года компания "КазМунайГаз" под личным контролем Каната Бозумбаева разработает предТЭО четвёртого НПЗ.

По словам министра, тогда же станет известно место дислокации и мощность нового НПЗ.

Строительство четвёртого НПЗ необходимо из-за возможного дефицита бензина, дизтоплива и авиакеросина после 2021 года.

"По поручению главы государства мы прорабатываем вопрос строительства очередного НПЗ в стране. Проведённый анализ показывает, что с учётом прогнозирования роста потребления образуется дефицит автобензина между 2021-2023 годами, дизельного топлива к 2023 году и авиакеросина к 2026 году", – отметил глава ведомства.

Министр отметил, что на 2018 год план добычи нефти пока составляет 87 млн тонн, а стоимость за баррель нефти поднимется до 55-60 долларов.

"Основной прирост ожидается за счёт Кашагана. План добычи на Кашагане составляет порядка 11 млн тонн. При этом ожидается снижение добычи на месторождении Кызылординской и Актюбинской групп, связанное с поздней стадией разработки и естественным истощением месторождений", – заключил он.