Данияр Ашимбаев: Передел собственности не решит проблему износа сетей
Проблему могло бы решить изменение всей государственной политики, считает политолог."То, что станции и сети сильно изношены, более чем очевидно. Проблема старая, и государство давно спихнуло большую часть системы на частных инвесторов. С другой стороны, инвестор может компенсировать свои вложения только за счёт тарифа. Тариф, как известно, учитывает текущие расходы и отчасти модернизацию системы. Растущая инфляция и индексация фонда зарплаты съедает большую часть тарифа, даже в случае его повышения. Повышение тарифов сдерживается таким элементарным фактором как бедность населения", – написал Ашимбаев в своём Telegram-канале.
Он отметил, что содержание сетей в более или менее работающем состоянии упирается в возможности персонала, которое также ухудшается, и качество материалов, которые дорожают.
"По тарифам политические решения постоянно меняются. В 2018 году прокуратура набросилась на монополистов и добилась возвращения значительной части собранных средств. Население ликовало, но как это повлияло на инвестиционные возможности системы энерго- и теплоснабжения? Особых оценок не было", – указал политолог.
Ашимбаев напомнил, что тарифы регулируют антимонопольные органы, текущую работу системы – территориальные департаменты Министерства энергетики и соответствующие управления акиматов, и отметил, что кадровый состав госорганов и эффективность их работы оптимизма не внушают. Система собственности довольно запутанная – есть и частная, и государственная, и квазигосударственная. Определить какая лучше, достаточно проблемно, считает эксперт.
"Является ли выходом из ситуации национализация? Не уверен, станции и сети в итоге спихнут на акиматы, которые опять-таки ограничены по бюджетам. А экономика сейчас не в лучшей форме. Передать их в "Самрук"? Он в принципе непрозрачен и неэффективен как система. Адекватного решения нет, и простой передел собственности проблему не решает, кроме личных интересов тех или иных лиц", – подчеркнул Данияр Ашимбаев.
По его мнению, проблему могло бы решить изменение всей государственной политики с усилением общественного и парламентского контроля над исполнительной властью.
"Но процесс этот идёт постепенно, а госорганы категорически сопротивляются. Реформа аудиторских органов и новая модель формирования представительных органов даст определённый импульс, но мы по-прежнему видим отсутствие адекватного мониторинга нацпроектов и самолюбование правительства дутыми показателями", – написал политолог.
Он назвал увольнение акима Павлодарской области после ЧП на ТЭЦ Экибастуза и создание комиссии по проверке подготовки к зиме больше политическим шагом, поскольку за 10 дней особых изменений добиться невозможно.
"Как их не добились за 10 лет. Искать выведенные в оффшоры средства монополистов, конечно, легче, но это не снимает вопросов к правительству, АЗРК, Министерству энергетики и акиматам. Износ сетей, как известно, очевиден, и в выступлениях главы государства эта проблема ставилась неоднократно. Поручения давались, их выполнение в целом контролировалась и в массе своей система более или менее работает, но проблема формирования тарифов, собираемости средств и контроля модернизации – вопрос политический, технологический и социально-экономический, который требует изменения всей системы", – заключил Данияр Ашимбаев.
Читайте также:
- Президент снял Абылкаира Скакова с должности акима Павлодарской области
- Клебанов высказался об аварии на ТЭЦ Экибастуза
- Проблемные энергетические объекты в Казахстане вернут в госсобственность