25% стройработ в Туркестане без конкурса отдали BI Group и "Базис-А", остальной объём разделили 250 компаний
Из-за усиления доминирования ведущих застройщиков увеличилась динамика роста цен на первичное жильё более чем в 12 раз.В столице на рынке долевого строительство доля BI Group превысила 60%, сообщил глава Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин на заседании правительства.
Агентство проанализировало рынок жилья в 2021 году. В Алматы рынок реализации жилья I и II классов является высококонцентрированным, III и IV классов – умеренно концентрированным. В столице высококонцентрированным является рынок долевого строительства, при этом доля BI Group превысила более 60%. Это при том, что ежегодно увеличивается объём строительства жилья более чем на 10%.
"Вместо развития рынка, увеличения числа его игроков, усиливается доминирование ведущих застройщиков. В результате, за последние пять лет годовой индекс цен на первичное жильё вырос с 1,3 до 16,6% увеличилась динамика роста цен на первичное жильё более чем в 12 раз – это основной результат монополизации строительного рынка", – отметил глава агентства.
Земельные участки предоставляются на торгах, исключение – проекты на территориях специальных экономических зон (СЭЗ) или с участием социальных предпринимательских корпораций (СПК). СЭЗ в Казахстане необходимы для ускорения развития современных производств, но получилось так, что на их территории строят жилые дома. Ещё одним преимуществом использования таких земельных участков является освобождение от уплаты имущественного, земельного налога, таможенных пошлин.
"На территории СЭЗ-Астана реализуется 50 инвестиционных проектов с производством продукции и 135 проектов по строительству жилых и административных комплексов. Из них 65 жилых объектов холдинга BI Group, 9 – "Базис-А", 7 – Nur Astana Kurylys, 6 – G-Park", – рассказал глава Антимонопольного агентства.
Некоторые социальные предпринимательские корпорации под видом инвестиционных проектов реализуют земельные участки для строительства жилых домов, торговых центров, фитнес-залов, АЗС.
Также компании для получения неконкурентных преимуществ используют государственные закупки и государственное частное партнёрство. Закон "О государственных закупках" предусматривает возможность поведения закупок из одного источника у лиц, определяемых правительством. Таким способом без проведения конкурса определились поставщики услуг строительства 149 объектов в Туркестане на сумму 566 млрд тенге.
"Из них на сумму 140 млрд тенге или 25% объёма работ выделили двум застройщикам BI Group и "Базис-А". Остальной объём работ распределили по неизвестным критериям среди более чем 250 строительных организаций", – сообщили в АЗРК.
Как отметили в агентстве, крайне непрозрачной и неконкурентной становится процедура государственного частного партнёрства: строительство дорог, больниц, школ. Такие проекты предусматривают полный и ускоренный (3-5 лет) возврат потраченных средств, а также исключает эксплуатацию частным партнёром объекта ГЧП.
Читайте также:
- До повышения порога достаточности осталось два месяца. Как ведут себя цены на жильё
- Жильё не станет дешевле после увеличения порогов достаточности ЕНПФ, считают эксперты