Автопарки Казахстана не могут оплачивать кредиты за новые автобусы
Дорогая техника одним оказалась не по карману, а другие не могут её купить даже в кредит.В Союзе автотранспортников Казахстана отмечают общую для всех перевозчиков проблему – устаревший парк техники. Специалисты озвучили цифру: в Алматы из 12 тысяч автобусов изношено порядка 60%. Средний возраст – 27 лет. Алматинские автопарки купили новые автобусы, но теперь не могут за них расплатиться.
Если около 300 новых машин муниципальному ТОО "Алматыэлектротранс" приобрели за счёт бюджета, то частники покупали автобусы в кредит в надежде на будущее субсидирование.
"На эту удочку попались несколько наших парков, которые заключили договоры, рискнули и уже начали закупать новые автобусы. Больше 100 машин прибыли в город. В этот момент акимат снизил коэффициент рентабельности, затрат на ремонт в два раза. Автопарки завезли новые автобусы, но не в состоянии даже закрыть кредит, на который взяли их. Теперь один автобусный парк грозит угнать автобусы в другой регион, другой может закрыться – оказался в критической финансовой ситуации", – сказал генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев.
Информацию подтвердили в ТОО "Green bus company". Автопарк закупил 135 новых автобусов в 2016 году и 50 – в 2017-м. Но теперь не может за них расплатиться. Субсидировать городские власти готовы лишь те компании, которые приобрели автобусы в лизинг.
"Если преференции будут предоставлять компаниям, которые купили в лизинг, то им будут вычеты по лизинговым платежам и амортизации. Но компаниям, которые купили автобусы в кредит, это невыгодно. Соответственно, мы не будем покрывать свои убытки и будем вынуждены перебросить технику на другие проекты. У нас есть планы в Шымкенте, Атырау", – сказал директор филиала ТОО "Green Bus Company" в Алматы Баурджан Кулишев.
После значительного обновления муниципального автопарка ТОО "Алматыэлектротранс" предприятию передали несколько маршрутов частных автопарков, которые теперь на грани закрытия. В попытке решить проблему автопарки Алматы в январе писали письмо в акимат с просьбой повысить тариф вдвое и ввести субсидирование.
В Актобе перевозчики открыто говорят, что покупать новую технику невыгодно. Стоимость одного автобуса, по данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области, может доходить до 500 тысяч долларов.
"Перевозками внутри города занимаются два ТОО: "Пассажирское автотранспортное предприятие" и "Автопарк". На балансе обоих предприятий 509 автобусов, но на линию выходит только 355. Остальной транспорт нуждается в капитальном ремонте или же не подлежит восстановлению", – сказал руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области Аязбай Усмангалиев.
Чтобы решить проблему, городские власти уже закупили 70 автобусов отечественного производства: китайские "Анкай" костанайской сборки. В марте новые автобусы привезут в Актобе.
В Шымкенте без субсидирования почти все транспортные компании города, а это 25 предприятий. Около 65% пассажирских автобусов и маршруток устарели: их эксплуатируют более 15 лет. Купить новый транспорт или взять его в кредит предпринимателям не позволяют доходы. Акимат продолжает требовать обновления парка. В противном случае чиновники грозят расторжением договоров с компаниями.
"Они каждый день дают предписания: "Не будешь обновлять – будем расторгать!" Каждый автобус кормит три семьи. Там два водителя, кондуктор. Вот это мы тоже не должны забывать. Хорошо. Остановили. А дальше что? Куда вот этот бедный водитель пойдёт? Кому он продаст свой автобус?" – сказал председатель ассоциации "Южавтотранс" Дархан Каюпов.
Ассоциация просит у акимата не убирать устаревшие автобусы с рынка, а просто поменять им маршрут, чтобы они могли работать хотя бы в пригороде Шымкента. Этот вопрос власти города пока обдумывают.
Транспортные компании ЮКО обратились к Правительству страны с просьбой помочь приобрести в кредит новые автобусы на заводе в Семее. Но городской акимат должен будет выступить в роли гаранта сделки. Перевозчики просят, чтобы банк не требовал первоначальный взнос и снизил процентные ставки.
В НПП "Атамекен" также заявили, что автопарки страны остро нуждаются в субсидировании. В "Атамекене" считают, что необходимо разработать отдельную государственную программу развития автомобильного транспорта, которая даст толчок в правильном, качественном и безопасном развитии отрасли.