Иностранные и казахстанские авиакомпании выступили с требованием ввести регулирование тарифов аэропортов в Казахстане на обслуживание международных рейсов, сообщает "Интерфакс-Казахстан".

Представители компаний огласили совместное заявление на пресс-конференции в Астане. Его поддержали такие авиаперевозчики как Air Astana, Qazaq Air, SCAT, Uzbekistan Airways и организация ИАТА.

"Для реализации 68-го шага плана "100 конкретных шагов" – об улучшении эффективности госрегулирования авиаперевозок, для повышения привлекательности авиатранзита через Казахстан – мы просим Министерство по инвестициям и развитию Казахстана и Миннацэкономики, во-первых, незамедлительно отменить необоснованное увеличение тарифов, объявленных аэропортом Астаны, до того как ещё больше авиакомпаний остановят свои полёты в Казахстан. Во-вторых, отменить дерегулирование аэропортовых тарифов (на международные рейсы. – Авт.)", – прочитал совместное заявление авиаперевозчиков, работающих в Казахстане, исполнительный директор по финансам авиакомпании Air Astana Ибрахим Жанлыел.

Он отметил, что сегодня существует риск остановки развития маршрутной сети из Астаны и сокращения полётов.

"Хотелось бы напомнить, что за последние годы многие авиакомпании, такие как Austrian Airlines, Asiana, KLM отменили свои рейсы в Астану. Авиакомпания LOT недавно сократила количество рейсов. Авиакомпания Finnair, которая начала полёты в Астану летом прошлого года, приостановили свои рейсы уже через два месяца", – добавил Ибрахим Жанлыел.

В июне 2017 года государство отменило регулирование тарифов аэропортов для международных рейсов. Это привело к резкому росту тарифов, в особенности, в Международном аэропорту Нурсултан Назарбаев.

"Отмена регулирования привела к бесконтрольному увеличению аэропортовых тарифов в Казахстане для международных рейсов. В результате две иностранных авиакомпании отменили рейсы, ещё несколько сокращают частоту полётов", – отметил региональный менеджер ИАТА (Центральная Азия) Джордан Карамалаков.

Представитель ИАТА пояснил, что у регулятора (комитет гражданской авиации Мининвестразвития) нет прозрачной методики определения необоснованного завышения тарифов.

"У госорганов существует формальная процедура реагирования на жалобы о завышенных ценах, но отсутствует чёткая и прозрачная методика определения, являются ли эти цены монопольными или нет. То есть у нас есть ситуация, когда любой аэропорт может выставить какие угодно цены на обслуживание авиакомпаний, и если будет жалоба на злоупотребление монопольным положением, наш регуляторный орган не может определить (факт злоупотребления. – Авт.), так как такая методика отсутствует", – пояснил Джордан Карамалаков.

В декабре 2017 года авиакомпания KLM заявила, что с 2018 года не будет возобновлять рейсы по круговому маршруту Амстердам – Астана – Алматы на период летнего сезона. Такое решение принято по экономическим причинам и является результатом оптимизации маршрутной сети авиакомпании KLM, сообщили в компании.

В Комитете гражданской авации МИР РК отметили, что решения авиакомпаний, в том числе и KLM, приостановивших полёты в Казахстан за последние годы, не зависели от регулятивных факторов. Сообщалось, что авиарейсы в Казахстан являлись нерентабельными для компании KLM с 2008 года и приносили в среднем за сезон 1,6 млн долларов убытков.

Такими же экономическими причинами в КГА объяснили решения других перевозчиков, таких как Austrian Airlines, British Air в отношении полётов в Казахстан. Как отметили в КГА, все права на выполнение полётов в Казахстан у них имеются, но приход на наш рынок ряда крупных глобальных перевозчиков, а также лоукост компаний ужесточил условия конкуренции.

4 декабря 2017 года представитель казахстанского офиса ИАТА Джордан Карамалаков уже высказывал мнение, что система формирования цен на услуги аэропортов в Казахстане не является прозрачной и что "проблема состоит не в том, что цены повышаются, а в том, что отсутствует порядок, прозрачность и консультации с перевозчиками насчёт этих цен".

Директор алматинского аэропорта Айбол Бекмухамбетов в ответ на его заявление сообщил, что крупнейшими аэропортами в Казахстане являются аэропорты Алматы и Астаны, но и они по мировым стандартам относятся к категории малых аэропортов (количество обслуженных пассажиров – менее 5 млн в год). Согласно зарубежной практике аэропортам с пассажиропотоком ниже 1 млн пассажиров в год сложно оставаться прибыльными. Поэтому и в Казахстане назрела необходимость либерализации установления уровня тарифов, ведь дерегулирование деятельности аэропортов позволит им осуществлять гибкую тарифную политику и в конечном итоге улучшить своё финансовое положение.

С августа 2017 года в Казахстане по примеру ведущих аэропортов мира произошла частичная либерализация установления тарифов на услуги аэропортов, пока только в части международных направлений. При этом по отношению к аэропортам как к субъектам предпринимательства со стороны КРЕМ осуществляется ещё более жесткий контроль в соответствии с Предпринимательским кодексом РК, с баснословными штрафными санкциями за необоснованное повышение тарифов, отметил Айбол Бекмухамбетов.