Асель Калыкова заявила, что Жандарбек Бекшин сам выбирал для санврачей защитные костюмы, о плохом качестве которых говорил
Ранее Жандарбек Бекшин ответственность за покупку некачественных СИЗов возложил на своего заместителя Асель Калыкову.Что случилось. Заместитель руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля (ДСЭК) Алматы Асель Калыкова пояснила, каким образом приобретались средства индивидуальной защиты (СИЗы), которые запретил использовать глава ведомства Жандарбек Бекшин. ДСЭК уже проиграл несколько судов с поставщиками, хотел вернуть потраченные на СИЗы 90 млн тенге, но госоргану отказали в удовлетворении иска, потому что на явные дефекты стоило обратить внимание при приёме товара.
Предыстория: Бекшин в прямом эфире показал некачественные маски и защитные костюмы для санврачей, которые закупил его департамент
Вчера, 20 апреля, Жандарбек Бекшин показал в прямом эфире склад с СИЗами. Он заявил, что запретил их использовать и пояснил, что противочумные костюмы вовсе не защищают, а наоборот – опасны для здоровья эпидемиологов и санврачей. Главный санврач Алматы подчеркнул, что ответственность за покупку некачественных средств защиты лежит на Асель Калыковой, потому что она подписала тендерные документы.
Калыкова винит во всём Бекшина. По её мнению, доводы, накануне высказанные Бекшиным, являются голословными и необоснованными.
"Во-первых, госзакупки в РК уже несколько лет осуществляется посредством электронного портала, поэтому никаких документов за живой подписью и печатью не может быть. Во-вторых, государственные закупки по СИЗам состоялись в рамках действующего законодательства РК. При этом в приёме товара у поставщиков я участия не принимала, для этого определены должностные лица, в чьи функциональные обязанности это входит", – пояснила Асель Калыкова.
Асель Калыкова в момент проведения тендера и приёма товара была исполняющим обязанности руководителя ДККБТУ (ныне ДСЭК) Алматы. Жандарбек Бекшин занимал должность главного санврача города, а руководителем его официально назначили позже, хотя обычно эти две должности совмещаются по умолчанию.
"Переговоры с поставщиками, выигравшими государственные закупки, проводил лично Бекшин, а также сам лично выбрал из нескольких видов комплектов СИЗов тот, который был поставлен в ДСЭК Алматы", – подчеркнула Асель Калыкова.
По поручению Антикоррупционной службы СИЗы проверяли специалисты ТОО "Казэкспоаудит". Из 18 замечаний к товару, лишь одно можно было выявить лабораторным путём. Кроме того, суд признал это заключение несостоятельным, поскольку из его содержания следует, что на исследование представлены образцы противочумных костюмов в комплекте (костюм, бахилы, маски, очки, перчатки), но нет разграничения товара по поставщикам.
"Помимо этого, на момент поставки товара, поставщиками были предоставлены сертификаты соответствия качества и регистрационные удостоверения, выданные РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы лекарственных средств и изделий медицинского назначения", которые являются монополистами в данной сфере, что означает, что ТОО "Казэкспоаудит" или иная другая лаборатория не имеет право проводить экспертизу СИЗов, относящихся к изделиям медицинского назначения. Заключение специалиста "Казэкспоаудита", на которое ссылается Бекшин, не может служить основанием или подтверждением факта некачественности поставленных СИЗов, поскольку в данном заключении были применены нормативно-правовые акты, не применимые к СИЗам, относящимся к изделиям медицинского назначения. Особое внимание хотелось бы обратить и на тот факт, что ТОО "Казэкспоаудит" проводило исследования в отношении СИЗов, источник происхождения которых неизвестен, заявителем было физическое лицо, просившее провести экспертизу СИЗов от химических воздействий, к которым СИЗы, закупленные ДСЭК, не имеют никакого отношения", – отметила она.
Асель Калыкова добавила, что в ДСЭК заключение специалистов ТОО "Казэкспоаудит" не поступало.
"Каким образом Бекшин получил данный документ и откуда – неизвестно. Проводил ли он проверку данного заключения? Изучил ли Бекшин материалы исследований в ТОО "Казэкспоаудит" для того чтобы ссылаться на него, поскольку идентифицировать товар, поставленный в ДСЭК, и сданный на экспертизу ТОО "Казэкспоаудит" невозможно? Каким образом Бекшин определил, что это один и тот же товар – неизвестно, и, возможно, так же голословно? К заражению медицинского персонала закупленные ДСЭК СИЗы не имеют никакого отношения по причине того, что для медперсонала ДСЭК не закупал никаких СИЗов. Таким образом всё указанное, имеющее свое документальное и законодательное подтверждение, свидетельствует о голословности и необоснованности доводов Бекшина", – заключила Асель Калыкова.
К обсуждению подключилась бывшая главный санврач Алматы Айзат Молдагасимова (сейчас – главврач поликлиники №27 Алматы). Экс-руководитель департамента сообщила, что Жандарбек Бекшин по факту возглавлял департамент с того момента, как он был назначен главным санврачом города в апреле 2020 года.
"Соответственно, проводил этот конкурс он сам. Также и принимал он сам, скорее всего, где-то в июне или июле 2020 года. Так к кому вопрос? Почему он вводит в заблуждение? Куда тогда смотрели? В одном здании сидите. Странная какая-то позиция", – написала в Facebook Айзат Молдагасимова.
Бекшин настаивает на своём. Сегодня, 21 апреля на заседании общественного совета Алматы Жандарбек Бекшин сказал, что после обнаружения некачественных СИЗов (11 сентября 2020 года) он сразу обратился в Антикоррупционную службу.
"Департамент по противодействию коррупции передал дело в департамент экономических расследований, но, как видите, многое не учитывается в этой работе. Вчера мне пришлось просто безо всяких лабораторных исследований наглядно показывать, насколько эти СИЗы неэффективны. Налил воду, а она ручьем полилась. Что это за СИЗы? Защита от грязи и пыли, а не от вируса", – отметил он.
Читайте также: Департамент контроля качества товаров и услуг Алматы подал в суд на поставщиков бракованных противочумных костюмов
Фокус смещается от СИЗов к соблюдению этики. Член специальной мониторинговой группы при Антикоррупционной службе Рафаэль Гасанов, который вёл вчера прямой эфир с Бекшиным, заявил, что Асель Калыкова нарушила этический кодекс госслужащего.
"Было чрезвычайно удивительно и довольно неприятно видеть негативную картину, когда замруководителя ДСЭК стала остро реагировать на задаваемые вопросы, при том что госслужащие должны быть открыты и эмоционально сдержанны. Госпожа Калыкова начала прилюдно обвинять, спорить со своим первым руководителем – господином Бекшиным. Во вчерашней перепалке госпожи Калыковой при разговоре с господином Бекшиным наблюдалось неприемлемое поведение. Но спор вышел дальше, и теперь госпожа Калыкова обвинила своего руководителя в голословности. Полагаю, что подобные разбирательства нужно проводить между собой в спокойном формате, а не обвинять в СМИ", – сказал он.
Перепалка Бекшина и Калыковой в прямом эфире: видео и диалоги
Эксперт считает, что в этой истории всё не так. Директор ТОО "Независимого консалтинга медицинского сообщества" Даурен Нурсапанов отметил, что Жандарбек Бекшин некомпетентен заявлять, что СИЗы не качественные.
"Давайте спросим, кто он? Государственный санврач. О соответствии того или иного медизделия он не имеет права делать заключения. Для этого есть Национальный центр экспертизы лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Поставка изделий медназначения не лицензируется, это раз. Во-вторых, СИЗы произведены в России, соответственно, они прошли государственную регистрацию после прохождения экспертизы. СЭС не уполномочен проводить такие проверки. Они заявили тендер, и если по электронному порталу всё прошло, значит, это не их дело. Бекшин превысил свои должностные полномочия", – сказал Даурен Нурсапанов.
Он пояснил, что наличие сертификата на поставленные в ДСЭК СИЗы можно проверить на сайте dari.kz. Это открытая информация. При подаче заявки на участие в тендере поставщик предоставляет электронные документы о соответствии товара всем нормам. То есть, если продавца допустили к участию на портале госзакупок, значит вся документация соответствует законодательству.
Даурен Нурсапанов добавил, что Бекшин вообще зря показал в эфире свой склад, потому что там грубо нарушены правила хранения СИЗов. В приказе Минздрава есть строгие требования, и в грязных мешках противочумные костюмы лежать не должны. По словам Бекшина, на складе сейчас около 7000 комплектов.
Медики городских больниц от качества этих СИЗов не пострадают. В управлении общественного развития Алматы пояснили, что ДСЭК закупает средства индивидуальной защиты только для своих организаций, а не для сотрудников городских медучреждений.
"Медорганизации самостоятельно обеспечивают себя средствами индивидуальной защиты. УОЗ, со своей стороны, контролирует необходимый остаток – двухмесячный неснижаемый запас", – сказали в управлении.
"Ситуация вышла за рамки". В Минздраве проведут расследование ситуации с СИЗами в Алматы. Вице-министр здравоохранения – главный санитарный врач РК Ерлан Киясов сообщил, что решение суда, который не принял сторону Бекшина, намерены оспорить.
"Конечно, здесь ситуация, возможно, в какой-то момент вышла за пределы тех рамок, которые должны были соблюдаться. По этому вопросу мы проведём отдельное расследование. Мы ждём решения суда, после чего сделаем выводы", – прокомментировал он.
Почему это важно знать. За разборками алматинских чиновников сферы здравоохранения наблюдать всё печальней, потому что пока они заняты тем, что пытаются переложить ответственность друг на друга, непосредственно от них зависит эпидемиологическое благополучие города. В Алматы ежедневно выявляют более 600 новых случаев заражения коронавирусом. В это время главный санврач водит общественников на склады и транслирует это всё в Facebook, а его заместитель в ответ сочиняет обличительные сообщения для СМИ.