Акимам надо рапортовать о квадратных метрах, поэтому они закрывают глаза на несоблюдение закона о дольщиках
Председатель Союза строителей Талгат Ергалиев о том, почему в Алматы много ЖК, "не рекомендованных" акиматами к покупке.Тогда люди, которые строят новые дома, чётко понимают, что в соответствии с законом "вот это нельзя" и "это запрещено". Иначе за нарушением последует наказание. Тогда прокуратура, общественность, клиенты, дольщики, застройщики следят за соблюдением законов.
Закон "О долевом участии в жилищном строительстве" был принят в апреле 2016 года при Ерболате Досаеве (в 2012-2016 годах Досаев работал в должности министра национальной экономики РК. – Ред.). Тогда в мажилисе достаточно быстро и хорошо разработали законопроект к первому его чтению в парламенте. Очень много предлагалось рыночных механизмов, статей, которые могли бы помочь рынку развиваться поступательно. После первого чтения законопроект отправили на утверждение в правительство.
Но до второго чтения (в марте 2016-го. – Ред.) мажилис неожиданно самораспустился. И правительство, зная об этом, не одобрило внесённые депутатами поправки. Министр нацэкономики Ерболат Досаев, минуя мажилис, отправил законопроект без учёта поправок сразу в сенат. В верхней палате нет специалистов, которые могли бы оценить законопроект. Соответственно, закон вышел таким, каким мы его знаем сегодня – недоработанным.
По некоторым данным, 83% рынка жилищного строительства не может работать без участия дольщиков, а значит, и закона. Но в законе не отражены положения для тех, кто работает и ему всё упрощается, и для тех, кто не работает и какое ему положено наказание.
Вся страна понимает, что акимам необходимо реализовывать инвестиционные проекты, квадратные метры по внедрённым объектам надо выполнять, поэтому они закрывают глаза на несоблюдение данного закона. Соответственно, мы и пришли к таким плачевным результатам в Алматы. На рынок попали не только опытные, добросовестные игроки рынка, но и те, кто не умел строить, никогда не был связан со строительством.
Плюс ко всему мы знаем, что любой аким или его заместитель имеет некий политический статус. Представитель власти не только административное, но и политическое лицо, не может никто по закону его наказывать. В законе о долевом участии также не предусмотрена ответственность для тех, кто должен контролировать ход строительства. Только президент страны вправе это сделать. Даже министр не может. Чиновники это хорошо понимают.
На практике наказывают того, кто реально экономику тащит – предпринимателя. Того, кто реально готов дальше строить, развивать и продвигать экономику. Это неправильно. Тех, кто сегодня что-то может, умеет делать, строить жильё, – к ним относиться надо очень аккуратно. То есть надо поощрять бизнес на созидание, чтобы строили больше, и тогда мы обеспечим всех казахстанцев жильём.
К слову, ни в одном казахстанском нормативном правовом акте не предусматривается наказание для должностных лиц среди чиновников за отсутствие достижения индикаторов. Если мы говорим о жилье, то такие индикаторы должны быть прописаны для каждого полномочного органа.
В первую очередь за то, чтобы закон был рабочим, должен нести ответственность министр. За количество и качество квадратных метров – аким города или области. Но мы этого не наблюдаем. Поэтому у нас и появляются такие жилые комплексы, которые акиматы "не рекомендуют к покупке".