"Оңай": две недели спустя
За это время у пассажиров появилось классическое ощущение, что правая рука организаторов не знает, что творит левая.
Как я и предполагал, в первый день работы "Оңай" если что-то где-то работало, то явно не там, где ездили простые пассажиры. В подавляющем большинстве автобусов и троллейбусов красовались лишь заготовки под установку терминалов, в метрополитене и вовсе сказали, что какие-то изменения у них вряд ли произойдут раньше… декабря-января. Миссия купить карту "Оңай" также оказалась невыполнима. Впрочем, за прошедшие две недели ситуация начала налаживаться, и тем не менее вопросы остаются. И начинаются они с инструкции, которую банально не смогли написать правильно. Хотя нет, простите, начинаются они с чека.
Как известно, стоимость карты 400 тенге – одна поездка (80 тг) плюс залоговая стоимость (320 тг). Если карта вам больше не нужна, залоговую стоимость можно вернуть: сдав карту и предъявив чек о покупке. Всё вроде бы логично, вот только попробуйте этот чек получить. Киоскёрша, продававшая мне карту, на вопрос о чеке – очень уж, видимо, её допекли им – ответила распечаткой, согласно которой за чеком надо скататься к ним в офис на Фурманова – Сатпаева. И вопрос даже не только и не столько в том, что мало кто поедет туда специально, а в том, каким образом в то ответственное для страны время, когда государство в преддверии EXPO-2017 борется за максимальный сбор налогов, агитируя всегда и везде требовать чеки, в городе функционируют сети киосков, банально не оборудованные кассовыми аппаратами? И с ними работает акимат.
Но шут с ним с чеком – в конце концов, тяжеловато будет его не потерять, не измять и сохранить в читабельном виде. Карта куплена, что сделает дальше нормальный человек? Правильно, прочитает инструкцию. И – опаньки! – новый сюрприз: в коротком разделе "Просто использовать", состоящем ни много ни мало из трёх пунктов, сразу две ошибки. Несколько моих знакомых попались на том, что, прочитав, как положено инструкцию, принялись её исполнять. С пункта 1: "Приложите карту к терминалу регистрации поездки". И ничего не происходило. Они, наивные, не догадывались, что нужно исполнить ещё пункт номер 0, сформулирую его так: "Сорвите с карты наклейку из фольги". Сформулирую самостоятельно, потому что в инструкции об этом ни слова, и как человек, купивший карту, должен догадаться совершить сие действие, непонятно.
Пункт 3 на жёлтенькой бумажке, где всё просто и красиво, тоже на данный момент не соответствует действительности: "На экране отобразится сумма оплаты и остаток средств на карте". Сумма оплаты отображается, остаток средств – нет. Не отображается он и если нажать кнопочку "Информация о карте". Там будет некоторое количество относительно бесполезных данных, в том числе срок действия карты, кроме самых важных: сколько ещё денег у вас на счету? Почему эта функция не работает, никто из встреченных контролёров ответить не смог. Сейчас эту информацию можно получить только при пополнении карты в терминалах оплаты различных услуг. Ещё одно прекрасное развлечение, доложу я вам. Нужно выбрать раздел "Оңай" (он, к счастью, пока на стартовой странице), ввести 19-значный номер карты, после чего появится сумма на счёте.
Касательно пополнения карты вопросов тоже немало. К счастью, в терминалах за это не берут комиссию, как за оплату других услуг – и на том спасибо. Но через терминалы несколько затруднительно оплатить ровное число поездок, учитывая, что они не принимают монеты и не дают сдачу. Для этого у вас должно быть либо две 200-тенговые купюры (5 поездок), либо четыре (10 поездок), либо 1000 и 200 тенге (15) и так далее. В общем, неплохо развивает комбинаторику и устный счёт. Память тренировать тем более придётся – чтобы запомнить, сколько денег на карте и не бегать всё время в поисках терминала. Конечно, ещё можно пополнить карту в киоске, но там, напомню, не дают чек. Без которого вы не сможете предъявить претензию, если деньги до карты всё-таки не дойдут.
Удивляет же вот что: почему в то время, когда банковской картой через Интернет можно оплатить услуги сотовой связи, "коммуналку", авиабилеты, одежду, еду, – да всё что угодно, в системе "Оңай" даже не предусмотрена возможность подобного пополнения? Зачем внедрять систему, которая одним только этим фактом уже морально устарела? Не можете или нет бюджета "прикрутить" онлайн-оплату на сайте onay.kz? Договоритесь с каким-нибудь успешным сервисом или банками. Ну это же просто смешно – при нынешнем уровне развития подобных услуг, бегать с наличкой в поисках точки оплаты электронной системы, созданной для того, чтобы исключить наличный оборот.
Кстати, о сроке действия карты, о котором я вскользь упомянул выше. Если верить терминалу, он есть. Например, у моей – 2 сентября 2018 года. Хотя и контролёры, и сайт onay.kz уверяют в обратном. С другой стороны… Цитата с сайта: "Переоформлять электронные транспортные карты не надо. Срок их действия практически не ограничен". Простите, а "практически" - это как? Может быть, ограничен, а может быть, и нет? Впрочем, рубрика "Вопрос/ответ" на сайте onay.kz сама по себе прекрасна, и я к этому ещё вернусь.
А пока рассмотрим гипотетическую ситуацию. Предположим, вы пока не научились запоминать не только 19-значный (гениальный сам по себе замысел!) номер своей карты, но и сумму остатка на ней. И там у вас, по несчастливой случайности, не 80 тенге, а скажем, 60. Или, что более реально, терминалы не работают (вчера мне попадались только такие автобусы – с заблокированными терминалами, "ожидающими связи с мастером"), а мелочи для пока ещё функционирующих валидаторов нет. И тут заходят контролёры…
Если верить представителю "Транспортного холдинга Алматы" Рифату Абдураманову, "октябрь, ноябрь, декабрь штрафовать не будем, функция контролирующих будет следующей: если у человека нет карты, то контролёры выдадут ему карту и чек". Однако в воскресенье мне повезло нарваться на контролёров (вот сейчас совсем без иронии - действительно повезло). Во-первых, удалось посмотреть, как работает система контроля – это тоже целый ритуал. Контролёр прикладывает свою карту к автобусному терминалу, "синхронизируется" с ним, затем этой картой "заряжает на добро" свою чудо-машинку и начинает проверку пассажиров. Во-вторых, контролёры дезавуировали выше приведённые слова – им дано указание с понедельника начать "оформлять" безбилетников. И это тоже должен быть ритуал: так как сами контролёры не обладают юридическими полномочиями, то они должны вызвать полицейский наряд. А теперь внимание, знатоки, вопрос на логику: что выберет человек с зарплатой в 80000 тенге (такая сумма озвучена в объявлениях о приёме на работу, развешанных в автобусах) – мороку с вызовом полиции или решение проблемы на месте; и что выберет "заяц" - официальный штраф почти в 4000 тенге и потерю времени или решение проблемы на месте?..
А пока идёт минута на обсуждение, я вернусь к прелестям сайта onay.kz и моей любимой рубрике там - "Вопрос/ответ". Вот, например, вопрос номер 19: "Люди уже предполагают (и их опасения не беспочвенны), что с введением электронных "проездных" проезд для многих будет намного дороже – имеется в виду, что при пересадках нужно будет оплачивать каждую поездку, а при пользовании проездными этого не было. Это так будет?". Ответ: "Система АСУОП позволяет автоматически выстраивать тариф по оплате проезда, в зависимости от времени суток. Мы к этому, конечно, придём. Но для начала надо будет получить достоверные данные о количестве пассажиропотока в то или иное время суток. Эти данные позволят нам понять, сколько транспортных средств и на каких маршрутах необходимо будет добавить, чтобы поездка в общественном транспорте была комфортной". Если вы поняли, как ответ соотносится с вопросом, напишите, пожалуйста, в комментариях.