Если верить официальным реляциям и бравурным презентациям, оплатить проезд данной картой можно будет везде – и в автобусе, и в троллейбусе, и в трамвае, и даже в метро. Но за три дня до начала эксплуатации то, что «Оңай» действительно будет работать с 1 октября, обещают только… развешанные по городу билборды с певцом Нурланом Абдуллиным. В остальном – тишь да гладь.
Довольно подробную характеристику «Оңай» Informburo.kz давал дважды: 21 июля и 4 сентября.
За это время, что интересно, стоимость собственно карты поднялась на 100 тенге – с 220 до 320. То ли смена акима города сказалась, то ли пластик из-за девальвации, простите, инфляционного таргетирования, подорожал. Как бы то ни было, сажусь я в автобус в прошлый четверг, уныло протискиваюсь к валидатору и тут вспоминаю про сакральную дату – 1 октября. И понимаю, что чудо-сканеров чудо-карт «Оңай» так до сих пор нигде и не видел. Ради интереса спросил в твиттере – может, не в тех автобусах езжу? Нет, отвечают, неведома зверушка, не видели читатели. Нигде, кроме как на фотографиях с официальных репортажей, где всё чинно и благородно: вот тебе красивый терминал, вот карта – приложил и поехал!
Впрочем, вряд ли кому нужно объяснять, что авральная работа – наш конёк. И теоретически за одну ночь можно прикрутить пресловутые сканеры к поручням всех автобусов и прочих муниципальных повозок в этом городе. А если не успеем – не беда: загодя оговорили испытательный период до Нового года. Причём, чтобы не бежать впереди паровоза, до сегодняшнего дня не работал и официальный сайт системы Onay.kz (см. скриншот), куда отсылают с билбордов Нурлан Абдуллин (разносторонний человек, за несколько лет прошедший путь от рекламы автомобилей через велосипеды до общественного транспорта) и ещё несколько неизвестных персон. Меж тем, сайт Onay.kz, помимо каких-то, очевидно, разъяснительных функций, должен был исполнять ещё одну важную – персонификации вашей карты (похоже на аналогичный функционал лондонской Oyster Card). Запуск был объявлен на 20 сентября, но еще вчера, 27-го, Onay.kz, отдавая лёгким флёром заграницы, обещает – Coming soon!
Одна из главных загадок нашей жизни – зачем заявлять нереальные сроки? Почему бы не запустить тот же «Оңай», скажем, с 2016 года, но в полном объёме? Не сомневаюсь, что 1 октября на линию выйдет некоторое количество автобусов и иже с ними со сканерами на борту. В них обязательно вместе с журналистами проедет кто-то важный. Простые же пассажиры будут либо платить по старинке, либо, как потерпевшие, носиться в поисках этих самых карт. Есть ещё один путь – платить водителю или не платить вовсе, тем более, что как раз до Нового года акимат обещал никого не штрафовать, а «проводить разъяснительную работу».
«Оңай» - далеко не первая попытка внедрить передовые системы на алматинский рынок общественного транспорта. Дебютная и самая смешная из них, случилась в две тысячи лохматом году, когда в качестве эксперимента автоматы установили в трамваях. В идеале это должно было работать так, как сейчас в Москве: вход только через переднюю дверь, турникет, приложил карту или купил билет у водителя, прошёл. Реальность оказалась суровее: переднюю дверь входящие пассажиры игнорировали, и всё закончилось очень скоро.
Вторая – нынешние валидаторы, которые изначально установили на все автобусы. Долгое время они пылились под чехлами, потом с частных маршрутов их сняли, возродив уже на муниципальных. Сейчас, когда муниципальные маршруты всё настойчивее и по делу выдавливают частников, возникла потребность усовершенствования.
Возникла не на пустом месте. Валидаторы, изначально задумывавшиеся в том числе, как безналичная форма оплаты (на некоторых из них до сих пор есть надписи «Приложите карту»), превратились в головную боль. Местоположение в передней части автобуса/троллейбуса усложняет оплату в час пик – продраться невозможно, а старосоветское «Передайте, пожалуйста» может и не сработать. Валидаторы, бывает, не дают сдачу, чаще не печатают билет, ещё чаще – водители их просто отключают, особенно после семи вечера, когда нет никакой проверки, и буквально требуют отдавать деньги им. К тому же – обязательно наличие монет.
В общем, как говорится, внедрение «Оңай» назрело! И неважно, кто и сколько поимел с предыдущих неудавшихся попыток – какая разница, главное, чтобы наконец работало!
В чём плюсы «Оңай»? Сканеры будут расположены разных частях автобуса (троллейбуса, трамвая). Водитель не сможет сказать «Платите мне». Точно также не будет проблем с непечатанием билетов – информация об оплате (опять-таки, в идеале) записывается на карту. Наконец-то для наземного и подземного транспорта будет единая форма оплаты. Кроме того, возрождается полезный сайт Citybus.kz, где раньше можно было в реальном времени отследить, где и в каком количестве находятся представители того или иного маршрута – многим это, конечно, не нравилось, так что сайт «по неизвестным причинам» прикрыли.
Есть ли минусы? Главный и безусловный напрямую сопряжён с тем, против чего борются городские власти, – возможность оплаты наличными. В упомянутой Москве или Санкт-Петербурге, если у тебя нет карты, ты можешь оплатить водителю или кондуктору налом – получишь либо возможность пройти через турникет, либо бумажный билет. В том же Лондоне, если не хочешь брать Oyster Card, есть масса возможностей оплатить проезд – разовый или суточный или недельный. Но нигде (по крайней мере, ни один город не приходит на память) нет обязаловки покупать специальную карту – да, её стоимость теоретически можно вернуть, но кто будет с этим связываться? В целом, это не очень гуманный шаг по отношению к приезжим и тем горожанам, кто хочет разово, в силу возникшей необходимости, воспользоваться общественным транспортом. Без «Оңай» (и вновь – в идеале!) их в автобус не пустят – нужно искать точку продажи и платить сумму, которой хватит на «мотор» для поездки на вполне приличное расстояние. Не думаю, что пассажиропоток от этого возрастёт.
Главное, впрочем, чтобы «Оңай» заработала. 1 октября. Или 1 ноября. Или когда-нибудь.