Истории успехов и провалов IPO всемирно известных компаний
IPO – один из самых дешёвых способов привлечения финансирования как для развития и операционной работы компании, так и для владельцев и первичных акционеров. До IPO компания является частной и тоже может иметь акционеров. Но обычно этот круг довольно узок. В него входят основатели компании, иногда старейшие работники, также это могут быть частные инвесторы, такие как венчурные капиталисты или бизнес-ангелы.
Компания может привлечь деньги с помощью банковского кредита или выпуска облигаций. Но за такие деньги всегда нужно платить проценты кредиторам. Выход на биржу – это получение денег от инвесторов без каких-либо будущих обязательств со стороны компании. Конечно, при этом снижается доля владения и контроля, но владельцы компании идут на это в обмен на получение денег. Инвесторы же покупают акции новой компании в расчёте на рост их цены в будущем.
Понятие "успех" относительное. На фондовом рынке чей-то убыток – это чья-то прибыль. Так как мы находимся на стороне частных инвесторов, то я предлагаю рассматривать успешность или провал IPO именно с этой точки зрения. Исходя из этого успешным можно назвать участие в таком IPO, когда сейчас цена акции выше начального размещения или её удалось продать выше цены покупки.
Примеры удачного IPO
Если рассматривать известные размещения в ретроспективе, то, несомненно, к успешным можно отнести следующие.
Amazon. Акции вышли на рынок в далёком 1997 году по 18 долларов за акцию. Но с учётом череды сплитов акций цена размещения в сегодняшних долларах равнялась бы 0,075 цента.
При текущей цене одной акции 128 долларов рост с момента первичного размещения составил 170 566%!
Google вышел на рынок в 2004 году с ценой одной акции 85 долларов на размещении. С учётом трёх сплитов акций в течение периода торгов акциями цена одной акции на IPO в цифрах 2023 года эквивалентна 2,5 доллара. Сейчас акция оценивается в 138,6 доллара. То есть доходность инвестиции с момента IPO составляет 5444%.
Один из параметров, который считают критерием успешности размещения, – итоги торгов первого дня. Если акции покажут рост, то это определит их будущее, по крайней мере на несколько месяцев вперед.
Примером могут служить акции компании производителя искусственного мяса Beyond Meat. Компания стала публичной в мае 2019 года, открыв торги с цены 25 долларов за акцию. По итогам торгов первого дня цена выросла на 163%, став лучшим размещением в 2019 году. В течение ещё двух месяцев акции компании выросли до 239 долларов. Это была оглушительная история успеха. Но такое положение вещей не продлилось долго.
Рынок расставил всё по своим местам. К концу 2019 года акция стоила 75 долларов. Затем был ещё один пик роста, который пришёлся на пандемию 2020 года. А дальше цены покатились только вниз. Сегодня компания торгуется по цене 7,42 доллара за одну акцию.
Аналогичная ситуация произошла с акциями компании Peloton. Разместившись в 2019 году по цене 29 долларов за акцию, компания росла до конца 2020 года. Цена акции в это период достигала пика в 167 долларов. После этого начался спад, и сейчас акции стоят 4,72 доллара за акцию.
Противоположная история случилась с IPO компании Facebook (c 2021 года называется Meta), которая впервые вышла на биржу 18 мая 2012 года. Торги начались с 38 долларов за акцию. Поднявшись в течение сессии до 45 долларов, или почти на 20%, акции не удержали рост, торги закрылись на уровне 38 долларов 23 цента. То есть торги первого дня явно не удались.
К 4 июня акции уже стоили 27 долларов. А через два месяца, в конце июля 2012 года, цена упала до 18 долларов за акцию.
Но бизнес компании оказался устойчивым и прибыльным. Цена на акции стабилизировалась и с средины 2013 года пошла вверх. Сейчас акции торгуются на уровне 312 долларов.
Немного статистики
Согласно проведённому биржей Nasdaq анализу компаний, которые стали публичными с 1980-х годов, процент успешных IPO составляет около 20%. Это означает, что 80% компаний, которые становятся публичными, в конечном итоге оказываются убыточными.
Если IPO терпит неудачу, это часто можно объяснить одним или всеми из следующих факторов:
- Оценка IPO неверна, а стоимость акций слишком высока, чтобы привлечь интерес инвесторов.
- Компания пытается выйти на биржу в неподходящее время.
- Существует проблема с фундаментальными показателями компании или управлением.
На мой взгляд, третий пункт является самым важным, так как после того, как схлынет ажиотаж, вызванный обычно широкомасштабным road show, или маркетинговой компанией, инвесторы начинают смотреть на соответствие прогнозов по прибыли реальным цифрам. То есть начинается нормальный процесс оценки будущей стоимости бизнеса. И недостижимость прогнозных величин вызывает резкую переоценку стоимости компании и, соответственно, цены акций.
Выводы
Так как у IPO есть как минимум три стороны, то успех или неудачу каждого первичного размещения нужно рассматривать с позиции каждого игрока.
IPO с точки зрения компании будет успешным, если в первый день удастся привлечь запланированную или даже большую сумму.
IPO с точки зрения андеррайтера – это разместить все запланированные к продаже акции по запланированной цене.
Нас больше всего интересует позиция частного инвестора, поэтому мы будем оценивать IPO именно с этой стороны. С моей точки зрения, обычные инвесторы должны смотреть на любое IPO достаточно просто – если сейчас цена акции выше, чем в момент приобретения, то инвестиция была удачной. Или если эту акцию удалось продать по цене, выше цены покупки, то это тоже успешная инвестиция.
И как показывает статистика, далеко не все IPO бывают успешными с позиции частного инвестора. Поэтому, с моей, достаточно умеренной, точки зрения, инвестирование на стадии IPO является рискованным. И лучше дать рынку некоторое время, чтобы оценить действительное положение компании, её публичную отчётность и соответствие её финансовых прогнозов реальному положению дел.