Пойду на референдум и проголосую за поправки
Политическая наука отмечает два основных вида политических систем:
- Открытая, которая характеризуется высоким уровнем взаимодействия с обществом и участия граждан в политической жизни и управлении делами государства на всех уровнях административно-территориального устройства.
- Закрытая, отличающаяся ограниченными связями с обществом, максимальным отстранением значительной части граждан от участия в политике и превращением последней в сферу деятельности узкого круга лиц.
В Казахстане, начиная с 1995 года, последовательно шёл процесс формирования закрытой и жёстко централизованной политической системы. Одним из последних шагов в этом направлении стало лишение в 2018 году граждан права баллотироваться в порядке самовыдвижения в депутаты маслихатов всех уровней. Отдельной большой темой также является прекращение в разное время под давлением властей деятельности ряда оппозиционных и даже некоторых лояльных, но не контролируемых ими партий и движений.
Однако со сменой руководства страны и занятием поста главы государства Касым-Жомартом Токаевым был дан старт процессу реформ, которые направлены на постепенное обеспечение открытости политической системы.
Среди мер, реализованных в данном направлении в 2019-2021 годах, следует выделить:
- Принятие закона "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан", на основе которого только в течение первого года его действия в стране было проведено более 500 митингов и иных собраний.
- Введение выборов акимов сельских населённых пунктов и городов районного значения, избираемых непосредственно местными жителями. Первый раунд этих выборов прошел в 2021 году с участием 2172 кандидатов, большинство которых составили самовыдвиженцы.
- Утверждение Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года, которая, в частности, предусматривает создание в сельских населённых пунктах и городах районного значения представительных органов – кенесов, избираемых местными жителями, а также расширение полномочий сходов местных сообществ.
- Разработка и рассмотрение в парламенте проекта закона "Об общественном контроле", призванного обеспечить контроль заинтересованных граждан и общественных организаций за деятельностью государственных и квазигосударственных структур.
Следующим этапом движения в сторону открытой политической системы является объявление президентом в его мартовском Послании народу Казахстана нового пакета политических преобразований, ядром которого является конституционная реформа.
Из 56 поправок в Конституцию РК следует выделить:
- Введение смешанной избирательной системы на парламентских выборах и, как следствие, возвращение гражданам возможностей реализации своего пассивного избирательного права (права быть избранными). К тому же на законодательном уровне это будет осуществлено и в отношении выборов депутатов маслихатов всех уровней.
- Предоставление гражданам возможности влияния на деятельность депутатов мажилиса парламента, избираемых по одномандатным округам, посредством их возможного отзыва.
- Воссоздание Конституционного суда и, как следствие, возвращение гражданам возможностей защиты своих конституционных прав и свобод посредством обращения в данный орган.
К тому же конституционная реформа будет проведена посредством всенародного голосования на республиканском референдуме.
В совокупности всё это способствует расширению возможностей и механизмов участия казахстанцев в политической жизни и управлении делами общества и государства. Таким образом, политическая система Казахстана шаг за шагом открывается.
Понимаю, что о масштабной и одномоментной демократизации политической системы Казахстана речи пока не идёт. Для этого, на мой взгляд, необходимы кардинальные изменения не только в политике, но и в экономике в сторону искоренения монополизма и обеспечения реальной конкуренции. Решения в данном случае остаются за руководством страны. Но по тем вопросам, где мои оценки, идеи и предложения выслушиваются, ценятся и принимаются, активно участвую, пишу, убеждаю.
Хорошо помню период перестройки в бывшем СССР, когда от давшего ей старт доклада последнего союзного руководителя Михаила Горбачева до отмены знаменитой статьи 6 Конституции СССР прошло пять непростых лет (с 1985 по 1990 год). К этому времени в стране работали избранные на сравнительно демократичной основе Советы всех уровней, создавались и действовали разные партии и движения, свободно выступала разнородная оппозиция, а завершилось всё отменой всевластия КПСС. Хотя в 1985 году вряд ли кто-то ожидал подобного развития событий. Свою роль в столь масштабных трансформациях сыграло не только политическое волеизъявление союзного руководства, но и большой запрос общества на перемены. Наблюдаю ряд параллелей того времени в современном Казахстане и уверен, что мы идем своими темпами в аналогичном направлении.
30 августа 1995 года я ходил на референдум и проголосовал против принятия действующей Конституции РК как одного из ключевых инструментов создания закрытой политической системы. А 5 июня 2022 года я пойду на референдум и проголосую за внесение в неё поправок, которые будут способствовать постепенному возвращению данной системы в открытый формат.
Каждый гражданин Казахстана сам решит, идти или не идти на референдум, а если идти, то за что голосовать. Лично я намерен голосовать, во-первых, за свои предложения, которые все эти годы неоднократно озвучивал на разных официальных, неправительственных, медийных и экспертных площадках и которые нашли отражение в пакете конституционных поправок. Во-вторых, за политический вектор в сторону открытой политической системы Казахстана.
Опубликовано на странице Андрея Чеботарёва в Facebook
Читайте также:
- Ради чего казахстанцы собираются прийти на референдум
- Полномочия Елбасы исключат из Конституции
- Что дадут изменения в Конституцию каждому казахстанцу, разъяснил Карин