Была такая грустная шутка в советские времена:

– А коммунизм гуманитарии или естественники придумали?

– Гуманитарии.

– То-то оно и видно. Естественники сначала на мышах попробовали бы.

Экономика это вообще такая наука, которая всегда может найти убедительное объяснение после событий, почему всё именно так произошло. И это неслучайно, причина достаточно проста. Макроэкономистам никто не даёт возможность проводить эксперименты на стране, так как им бы этого хотелось. Вот физику или химику хорошо: подогрел материал, разогнал его и стукнул об стенку. Замерил, что и куда отскочило, ещё раз повторил или температуру поменял. А экономисту сложно, только уже постфактум сидеть и считать, чего сделали политики и что из этого вышло.

Вот и в мире сейчас такое происходит. Все ждут поворота в денежной политике. Ведущие страны не закончили выход из кризиса и Великой рецессии после 2010 года, а тут ковид. Но уже виден свет в конце тоннеля, и инфляция вышла на рекордные уровни, которых не было лет 35.

Первый сюрприз подкинул на днях Банк Англии, который поднял ставку с 0,1 до 0,25%. Фунт теперь пойдёт вверх, впереди ещё рост. Второй сюрприз выдала мадам Лагард, которая заявила, что Европейский центральный банк и в 2022 году не будет повышать ставки от близких к нулю. Евро, понятно, идёт вниз. По рублю ставка была приподнята госпожой Набиуллиной сразу на процент, до 8,5 и с обещанием ещё приложить пресс. Рубль колеблется вверх и вниз, но в узком коридоре.

И есть одна страна, которая проходит через любопытнейший эксперимент. Вообще много стран в истории попадали в вихревой поток инфляции. Можно вспомнить Югославию/Сербию с их гиперинфляцией. Но там хотя бы на словах пытались с ней бороться обычными методами.

В последние пару лет президент Эрдоган, можно сказать, проводит экономический эксперимент в Турции. Сменяя разных руководителей в Нацбанке Турции, он проводит политику снижения процентных ставок.

Инфляция, которая и так была высокой, в последние месяцы вышла из-под контроля и составила в ноябре (за один месяц) больше 20%. Лира, которая стоила в начале года в районе 7,5 за доллар, теперь обесценилась до 17.

Казалось бы, надо ограничить денежную массу, но президент Турции объявил о повышении минимальной заработной платы на 50%. Похвальная идея помочь людям с малыми доходами на самом деле их добивает. Эту МЗП правительство же не платит, это приказ, который приходит к малому и среднему бизнесу (крупный бизнес зарплат минимального уровня не платит). А из чего мелкий лавочник или ресторатор вдруг станет платить людям наполовину больше? Понятно, только из повышения цены на свои услуги и товары, то есть опять инфляция.

Эрдоган тушит пожар, заливая его бензином. Он понимает связь процентов и инфляции. Но он всех уверяет, что переборет всё активным ростом экономики. Типа рост всё вытащит, и заживём. Но, к сожалению, он не очень хорошо понимает механизм работы экономики в условиях высокой инфляции.

Простой народ хватает свою зарплату и либо бежит в магазин купить что-нибудь, пока не подорожало, либо бежит в обменник поменять на доллары, пока они есть. И то, и другое пользы экономике не даёт, а только дальше разгоняет обесценение.

Люди, у которых есть доступ к банковскому кредиту, берут кредиты в лирах и бегом их меняют на валюту или валютные товары, зарабатывая на пустом месте миллионы.

Честные бизнесмены в производстве плачут и стонут. Да, с одной стороны, им легче платить работникам обесценившиеся зарплаты лирами. Но всё оборудование – импортное, за валюту, комплектующие и услуги – тоже импорт, кредиты зачастую в долларах. Как за всё это платить, если лира обесценилась с 7 до 17?

Турция, думаю, рано или поздно разберётся со своими проблемами, нам важно не повторять подобных экспериментов, которые не работают. Мы это уже проходили в 90-е годы, и ни к чему, кроме обнищания народа, это не привело.

Опубликовано на странице Алмаса Чукина в Facebook


Читайте также: