На этой неделе случилось знаменательное событие, лично меня очень вдохновившее. Позволю себе процитировать: "Со 2 февраля текущего года стоимость объектов и товаров на страницах объявлений при их подаче, а также в результатах поиска на порталах krisha.kz, kolesa.kz и market.kz будет указываться только в национальной валюте. Прежней альтернативы – доллар/российский рубль – уже не будет.

Изменения введены в рамках Правил осуществления электронной торговли, согласно которым покупка, продажа товаров, услуг и работ в электронном виде должны производиться исключительно в тенге. Приказ №720, учреждающий поправки в Правила, и. о. министра экономики РК М. Кусаинова подписан 25 ноября 2015 года. Документ был официально опубликован 22 января 2016 года и с сегодняшнего дня вступил в силу".

В чём же важность события? Это первый шаг к настоящей реальной дедолларизации ментальности, первый серьёзный шаг к реальной экономике и реальной политике в стране. Я писал о том, насколько сильно искажено казахстанское восприятие действительности и сознание, и показывал, что эти искажения приводят к вполне ощутимым и серьёзным экономическим последствиям. Например, здесь. Кстати, в пример приводил именно "Крышу" и "Колёса" как наиболее системные биржевые места, которые задают тон на ключевых капиталоёмких рынках.

Менее очевидный, но более существенный вред приносит, и очень надеюсь, что приносила долларизация ментальности в целом в экономической политике.

Мы пережили три девальвации, два кризиса и пришли в третий, для того чтобы, наконец, понять, что выстраивание экономики на кривых убеждениях не может приводить с стабильному росту.

В социальных сетях и в обсуждениях я видел много скепсиса по поводу действенности такой меры. Есть даже разговоры о том, что она не приживётся, или утверждения, что люди будут перемножать и делить в уме, потому что мыслить всё равно будут в долларах. Спешу разочаровать сомневающихся. Как показывает вся история и практика, люди достаточно ленивы для подобных умственных упражнений. Привыкание произойдёт очень быстро – в течение недель и месяцев. Ведь более важна относительная цена, продавцы и покупатели заменят индикаторы "30-40 тыс. долларов за двухкомнатную квартиру" на "10-14 млн. тенге за двухкомнатную квартиру", так же и с машинами. Дело за малым: изменить "индекс крыши", постфактум пересчитав его в тенге по историческим курсам и закрыть "валютный индекс" в архив.

Изменения ментальности не происходят быстро, но привычки приобретаются быстро, а принятое решение имеет необратимый характер, и вопрос только в темпах адаптации людей к нормальности, темпах возврата убеждений из иллюзий. Понятно, что три сайта не определяют политику, но важно то, что впервые Правительство и Национальный банк предприняли скоординированные и системные меры в ключевом вопросе.

Информационное пространство и информационная политика лежат вне пределов компетенций Нацбанка, и мы всё время наблюдали разбалансированность политик, что в итоге приводило к системным кризисам. На протяжении 9 лет, за исключением последних 2 лет, Национальный банк пытался дедолларизировать финансовую систему, перевернуть депозиты в тенге, а Правительство рапортовало о республиканском бюджете, доходах казахстанцев, объёмах финансировании ГП ФИИР, антикризисных мер – в долларах. Национальный банк говорил о необходимости указания цен в тенге, а Правительство устраивало рейды по магазинам, где цены и так в тенге, при этом оставляя без внимания системообразующие площадки капиталоёмких рынков в долларах, крупные покупки в у.е.

Сейчас впервые Национальный банк проводит смелую политику высокой волатильности тенге. Это правильные действия, потому что только высокой волатильностью можно разорвать ментальные привязки и в последующем получить возможность проведения нормальной монетарной политики. На определённый переходный период волатильность рождает проблемы, недовольство и напряжённость, так что либо Национальный банк имеет некий карт-бланш на это, либо новый менеджмент готов встречать необоснованную критику в свой адрес.

В любом случае, в этот сложный переходный период Правительство впервые осуществляет системные шаги в поддержку мер Национального банка.

Важно получить свидетельства координации действий монетарной и исполнительной власти по целому ряду других направлений. Национальный банк сформулировал готовность к различным мерам количественного смягчения денежной политики после формирования нового равновесия на рынке, однако нет чётких сигналов о готовности Правительства поддержать спрос через государственные расходы. Скорее есть обратные свидетельства о сокращении бюджетных расходов и наращивании налогового давления, то есть наращивании давления на потребительские расходы населения и бизнеса. В таком случае, бессмысленно вкачивать деньги в экономику, ведь эти деньги не будут работать, раз не будет спроса на продукцию.

Подытоживая мысль. Реализация такого простого, но архиважного и действенного решения Правительства, которое вообще-то нужно было сделать ещё в 2008-2009 годах, вселяет оптимизм, даёт надежду, что началась реализация какой-то скоординированной и последовательной политики. Тем не менее, это только начальные шаги, и если в ближайшее время не будет принято важных решений по поддержке экономики через Национальный фонд, пересмотру озвученных планов по налоговой системе, то надежды разрушатся и оптимизм улетучится.

Ключевыми важными краткосрочными вопросами я считаю отмену идеи налога с продаж, внедрение прогрессивного подоходного налога, введение моратория на проверки МСБ, пересмотр программ государственной поддержки бизнеса, подчеркну, не огульное сокращение, но вдумчивая ревизия и пересмотр.