В середине марта Китай разрешил своим турфирмам организовывать групповые туры в Казахстан. И вот впервые за три года к нам в страну приехали китайские туристы. Теперь их число будет только увеличиваться, уверены представители казахстанской туротрасли.

В скором времени наши страны введут взаимный 30-дневный безвизовый режим. Китай может предложить казахстанским туристам массу направлений для отдыха и развлечений, а вот интересен ли Казахстан китайским туристам? Сколько человек приезжает к нам за сезон? Что мы можем им показать? Сколько денег они у нас оставляют и довольны ли отдыхом? Об этом в интервью Informburo.kz рассказала Асем Казбагарова, генеральный директор казахстанского туроператора SkyWay. 

– Асем Бекетовна, когда в Казахстан стали приезжать первые группы китайских туристов? 

– Вообще с китайским рынком мы начали работать с 2016 года, тогда и встретили первые группы китайских туристов. Они приезжали по ADS-соглашениям о групповых визах, посещали Алматы и Астану. 

Затем в 2017 году во время EXPO у нас был введён безвизовый транзитный режим для граждан Китая сроком до 72 часов. То есть если пассажир летел в третью страну через Казахстан, он мог сделать у нас остановку – раньше для этого китайцам требовалась виза. Они начали прилетать на день-два, ездить на экскурсии, а потом улетали дальше – в Европу и Россию. 

Благодаря этому у нас ежегодно увеличивался туристический поток из Китая и были загружены казахстанские авиакомпании, так как транзитный безвизовый режим действовал только на наших авиалиниях. 

– Но потом случилась пандемия. Сейчас туристический поток восстанавливается? 

– Да, в 2019 году только наша компания обслужила 15 тысяч туристов, из них половина были китайцы. Мы надеялись на такие показатели в 2020 году, но началась пандемия. 

Прошлым летом Казахстан ввёл безвизовый 14-дневный режим для граждан Китая. С того времени к нам начали активно приезжать китайские бизнесмены. Но они в основном прилетают самостоятельно, без туроператоров. Сами бронируют номера, авиарейсы, трансфер. 

Если говорить о настоящих туристах, то они стали к нам приезжать только с марта этого года. Тогда китайские власти опубликовали список стран, куда их граждане могут ездить отдыхать. Туда вошел и Казахстан. Китай открыл свои границы после локдауна одним из самых последних. 

– А кто эти туристы и как они узнают о Казахстане? 

– Это группы, которые обычно состоят из людей пожилого возраста. Молодые китайцы зачастую не могут позволить себе много путешествовать из-за напряжённого графика на работе. Поэтому основная часть путешественников – это пенсионеры. 

У нас есть ряд партнёров в разных городах Китая. Рекламу в основном делают они. Мы им предоставляем фото- и видеоматериалы, а китайские турфирмы уже размещают их на своих сайтах, в социальных сетях и предлагают наши туры во время встреч с клиентами.

Также Казахстан в Китае продвигает наше правительство – проводит рекламные кампании. Мы нередко участвуем в выставках, где знакомимся с китайскими туроператорами.

Фото с сайта Depositphotos.com

– А какие туры предлагают туристам из КНР наши туроператоры? 

– Есть несколько видов туров. Например, автобусные программы. Мы забираем туристов с Хоргоса, они приезжают на два-три дня, смотрят Чарынский каньон, озёра Кольсай и Каинды, горячие источники, горнолыжные курорты, сам город Алматы.

Есть программы с посещением Казахстана и нескольких стран Центральной Азии или Кавказа. Туристы тоже сначала приезжают либо в Алматы, либо в Астану, проводят здесь два-три дня, смотрят город, посещают музеи, мы их отвозим в этноаулы. Затем они едут в Узбекистан и Кыргызстан. В туры у нас входит проживание, питание, перелёты, трансфер, экскурсии.

В основном программы короткие, но есть и с длительным пребыванием – от пяти дней. Гости посещают несколько городов – Алматы, Астану, могут полететь и в Южный Казахстан, вариаций здесь больше.

– Ездят ли туристы из Поднебесной в Восточный Казахстан? 

– Восточный Казахстан интересен, это одна из уникальных дестинаций в нашей стране. Но, к сожалению, там ярко выраженная сезонность. Грубо говоря, в Алматинскую область мы можем привозить туристов круглогодично, а в Восточном Казахстане зимой количество объектов ограниченно и там не так хорошо развита туристская инфраструктура. Поэтому привозить туда большое количество туристов мы не можем, но у нас есть индивидуальные туры – по желанию клиентов.

Вообще первое место, конечно, по популярности у нас занимают Алматы и Алматинская область, а второе место – уже Астана. 

– Сколько китайских туристов, по вашим прогнозам, прилетят в Казахстан в этом году? 

– Если говорить о летнем сезоне, то только наша компания уже подписала соглашение о приезде около 100 туристических групп из Китая. Ожидается подтверждение и по другим группам. Каждая группа состоит примерно от 10 до 40 человек. Приезжают в основном из приграничных регионов и из городов, где есть прямые авиарейсы – Пекин, Чэнду, Сиань. 

– Вы говорили, что в 2019 году вы приняли около 7000 китайских туристов. Как думаете, в этом году вы сможете достичь таких же показателей? 

– Да, мы планируем как минимум вернуться к показателям 2019 года, а в лучшем случае принять около 20 тысяч туристов. Для нашей компании китайцы – это самый большой рынок, помимо них, мы принимаем гостей из Индии, Юго-Восточной Азии, Европы, России и арабских стран.

Почему мы развиваем именно китайское направление? Этот рынок очень перспективен. До пандемии китайские туристы были первыми по числу среди всех путешественников мира. Китай находится рядом с нами, что делает посещение Казахстана для их граждан более удобным.

– Сколько примерно стоят эти туры для китайцев? 

– Точно сказать вам не могу, поскольку туры продают китайские турфирмы и они закладывают в стоимость и свои расходы.

Но в среднем китайский турист оставляет в Казахстане в день 100 долларов – это с проживанием, питанием и разными покупками. Примерно такая сумма остаётся экономике нашей страны. 

– А любят ли китайские туристы шопиться? 

– Да, в программе мы полдня всегда отводим на шопинг. Китайцам очень нравится наша экологическая сельхозпродукция. Это натуральный мёд, бывает даже, что наши овощи и фрукты покупают. Любят казахстанский шоколад, из сувениров – национальные изделия из кожи и меха. 

– Знаете, когда наши туристы прилетают в Турцию, гиды всегда отвозят их в разные магазины кожи, мехов и так далее. В Казахстане есть такая практика отвозить китайских туристов по магазинам местных производителей? 

– Пока, к сожалению, нет. Это связано с тем, что ещё нет большого организованного турпотока через турфирмы. Но я думаю, что этот вид услуги со временем появится, потому что Казахстан становится популярен у иностранцев. Наверное, уже в этом или следующем году такие шопинг-центры откроются и мы будем отвозить туда туристов. 

– Почему обычно китайцы приезжают в Казахстан группами? 

– В Китае развит групповой туризм. Во-первых, это экономически выгодно, потому что транспортные расходы распределяются на всю группу, да и в гостиницах им предоставляют специальные тарифы. Во-вторых, путешествует в основном взрослое население, в группе им интереснее. В-третьих, в Китае развиты профсоюзы, которые нередко предоставляют своим членам путёвки. 

Фото с сайта Depositphotos.com

– А хватает ли для всех гидов? Ведь программы у вас, скорее всего, на китайском. 

– У нас есть сотрудники и гиды, которые хорошо владеют китайским языком. Есть программы по подготовке гидов, в том числе государственные, особенно много их было до пандемии. Сейчас больше частных, но мы надеемся, что со стороны государства тоже в скором времени появятся подобные программы. Сейчас действительно есть дефицит гидов, но думаю, он временный.

– Какую еду предпочитают китайцы? За рубежом турфирмы часто возят их в китайские рестораны, потому что им трудно привыкнуть к другой кухне. 

– Да, до пандемии у нас была смешанная кухня – половина пищи приходилась на китайские блюда. Но после пандемии у китайских туристов поменялись предпочтения, теперь они хотят пробовать нашу кухню, а в китайские рестораны мы возим их редко. 

– После туров вы проводите опросы среди ваших гостей о том, что им понравилось, а что нет?

–  Да, за день до отъезда мы проводим в каждой группе анкетирование. Большинство ответов положительные, всем всё нравится. Бывают пожелания улучшить сервис, но в целом реакция очень хорошая. 

– Что можно улучшить, чтобы привлечь больше туристов? 

– Всегда есть что улучшить. Наверное, в первую очередь надо готовить гидов, закрыть дефицит в санузлах, создать дополнительные экскурсионные объекты, в которые можно привозить туристов, чтобы они подольше у нас задерживались. Думаю, всё это постепенно будет решаться.