Сабит Сулейменов, директор zakazbiletov.kz: Алматы перенасыщен культурными мероприятиями
Zakazbiletov.kz – самый первый и самый разнообразный сервис по продаже билетов онлайн в Казахстане и за его пределами. Его основатель и директор Сабит Сулейменов на годы вперёд просчитал бизнес-стратегию и вывел онлайн-продажи билетов на рынок Казахстана задолго до своих конкурентов. Об этом и многом другом – в эксклюзивном интервью Informburo.kz.
– Сабит, расскажите о своей компании, как вообще возникла идея создать сервис по онлайн-продаже билетов на мероприятия?
– Я очень люблю футбол, постоянно езжу на чемпионаты мира и Европы, тогда мы приобретали билеты через какие-то непонятные компании, которые нам обещали одно, а в итоге мы получали другое. Огромная проблема была с доставкой билетов. В итоге нам приходилось побегать и понервничать до того момента, как попасть на стадион. Идея создать сервис, где подобные услуги предоставлялись бы чётко и клиенты получали то, за что платят деньги, пришла после чемпионата Европы по футболу 2008 года.
Компания была создана 10 февраля 2010 года, скоро уже восемь лет, как мы на рынке. Мы сразу вышли и заявили, что будем предоставлять услуги по всем направлениям – как в Казахстане, так и за рубежом. Этим и занимаемся все восемь лет. Спектр услуг очень широкий. Аудитория уже сформирована. Из года в год она вместе с нами в курсе всех музыкальных событий страны, и не только.
Изначально вся стратегия была расписана, был готов бизнес-план, и мы торопились, потому что понимали, что через два-три года этот рынок будет насыщен подобными компаниями. Пришлось даже предусмотреть, как мы будем вести себя с конкурентами, когда они появятся.
– Кто стоит у истоков создания?
– Я единственный учредитель компании, но помогали друзья, такие как Андрей Кострикин или Арман Байтасов.
– Опишите клиента сервиса zakazbiletov.kz.
– Наши клиенты – люди обеспеченные, взрослые, изысканные, с хорошим уровнем дохода, покупают дорогие билеты на лучшие места. Сразу скажу, что молодёжь – не наша целевая аудитория, но этот сегмент растёт, и концерт Скриптонита это доказал.
– Помимо продажи билетов вы также занимаетесь организацией концертов в Казахстане. Расскажите, какие группы "качают" лучше всего?
– Прокатом занимаемся очень редко, основная наша работа – это продажа билетов. Но по опыту могу рассказать, исходя из продаж, какие концерты были самыми интересными. Например, это Скриптонит, на него билеты расходились как горячие пирожки, процентов 70 мы продали сами. В Казахстане большой популярностью пользуются Стас Михайлов, Ваенга, Лепс, сейчас очень хорошо идут продажи на концерт "Би-2" – там будет симфония с лучшими хитами. На "ура" прошёл концерт-трибьют песен Виктора Цоя. Получаются лучшие сборы у известных и молодых артистов, вышедших на пик популярности.
– Кто из казахстанских звёзд пользуется популярностью на эстраде?
– Номер один сейчас – "МузАрт", Кайрат Нуртас, среди молодёжи – группа Ninety One.
– JahHalib?
– Да, он тоже неплохо собирает, но его концерты проходят на небольших площадках, поэтому со сборами проблем не бывает.
– Каковы рекорды по ценам? На кого были проданы самые дорогие билеты?
– На Лепса. Цена достигала 60 тысяч тенге, несмотря на девальвацию, билеты разлетались. Объясню, откуда берутся такие цены. Лепс сам по себе артист недешёвый, очень много накладных расходов по концерту, к тому же после девальвации, чтобы хоть как-то окупить расходы, приходилось продавать билеты по такой стоимости. Продались они, правда, не на 100%, но аншлаговых концертов, которые собирают полные залы, не было уже давно.
– А с чем это связано?
– Алматы перенасыщен разного рода культурными мероприятиями, народ избалован, потому что предложений очень много. Сейчас такие концерты выходят либо в ноль, либо с очень небольшой прибылью. Есть, которые в минус, и их больше всего, потому что среднестатистический человек имеет фиксированный заработок и больше определённой суммы в месяц на развлечения потратить не может. Когда много концертов, у него сложный выбор. После девальвации активность очень сильно упала, люди начали экономить. Сейчас ситуация немного выправляется, но всё равно люди уже не тратят так, как раньше.
– Выгодно ли заниматься организацией концертов как бизнесом? Можно ли на этом сколотить состояние?
– Это очень рискованное дело. Есть много примеров, когда люди загораются, но после одного-двух концертов понимают, что смысла заниматься этим нет, потому что все концерты убыточны. В этой сфере у человека должны быть определённые маркетинговые навыки. Большинство организаторов привозят тех или иных артистов, считая, что они соберут аудиторию. На самом деле это ничем не подтверждено, и, как правило, итог – это максимум ползала.
– А как вы определяете, "выстрелит" ли тот или иной артист?
– Расскажу на примере трибьюта ABBA – АВВА Platinum. У нас в подсознании очень давно была идея привезти их в Казахстан. Но в этом деле одной идеи недостаточно. Когда я работал на радио "31", мы занимались фокус-группами, маркетинговыми исследованиями, проводили музыкальные тесты, и группа АВВА по всем критериям набирала 100-процентный результат. То есть все песни, которые мы ставили, находили горячий отклик у фокус-группы.
К тому же музыка того периода – 60-70-х годов – сейчас редкость. Мы решили привезти группу, которая исполняет те самые песни, которые позволят людям вернуться в старые добрые времена, вспомнить свою молодость. Люди под эту музыку знакомились, встречали свою первую любовь, под эти хиты был первый поцелуй.
Мы уверены, что АВВА Platinum соберёт всех, кому небезразлично творчество шведской четвёрки, всех, кто хочет вернуться назад в прошлое, как мы подчёркиваем в рекламе, в период музыки расцвета и молодости, всех, кто просто хочет перелистнуть незабываемую страницу мировой истории XX века, окунуться в атмосферу и немного всплакнуть. Жалко, конечно, что оригинальная группа распалась, если бы она сейчас существовала, мы обязательно привезли бы её сюда.
– Вы же понимаете, в чём проблема трибьютов. Даже вспомнить концерт-трибьют Адриано Челентано в Алматы и Астане в конце июля. Организаторы жаловались, что люди сдавали уже выкупленные билеты, узнав, что петь будет не сам Адриано Челентано, а его копия. Наша публика, наверное, ещё не совсем хорошо понимает, что такое трибьют?
– Полностью с вами согласен. Начнём с того, что трибьют – это дань уважения тому артисту, чьи песни исполняются. Но казахстанская публика ещё, к сожалению, не готова к трибьютам по той простой причине, что мы привыкли видеть оригинальных артистов. Но давайте возьмём другой пример – корпоративы. Когда какая-то местная группа исполняет хиты – мы же все пляшем, не задумываясь: "Почему я сейчас танцую не под оригинальную группу?" То есть аудитория способна воспринимать хорошо знакомые песни из уст не оригинальных исполнителей.
Поверьте, аналогичная ситуация была и в Европе, когда трибьюты только начали возникать, люди тоже несколько настороженно к этому отнеслись. А сейчас собирают полные залы, для людей главное – услышать хиты. Я думаю, у нас скоро ситуация изменится. По крайней мере я надеюсь, что люди, которые придут на трибьют АВВА, будут чётко понимать, куда и зачем они идут и что хотят услышать.
– Какие ещё трибьюты удостоились вашего внимания?
– Это первый трибьют, который мы привозим. Сейчас различных трибьютов много, на Майкла Джексона, тех же The Beatles и так далее. Там это воспринимают очень спокойно. Кстати, те, кто пришли на трибьют Адриано Челентано, в итоге остались очень довольны – сам концерт был очень хорош. С каждым разом люди всё больше будут понимать, что это, и будут ходить дальше на концерты. Это дело времени и привычки. Как я говорил, в Казахстане мало концертов семидесятников, я думаю, это именно то направление, в котором нужно работать. Если люди придут, поддержат, то мы с удовольствием будем привозить группы тех времён.
– Вы имеете в виду трибьюты тех групп?
– Нет. Я имею в виду оригинальные группы, которые работают и могут приехать. Артистам уже под 50-70 лет, но они до сих пор активно гастролируют.
Единственная проблема таких концертов – очень большая расходная часть. Мы не можем заниматься благотворительностью. Поэтому "старичков" практически не привозят. Даже из тех, кто приехал на ЭКСПО в Астану, единицы смогли отбить свои выступления. Это сложности большого рынка.
– Расскажите про АВВА Platinum. Как вы с ними договаривались?
– Трибьюты – это простые музыканты, не звёзды, поэтому при договоре сложностей не возникает. Конкретно про эту группу мне рассказали мои московские друзья. Я посмотрел видео с их выступлений, потом выяснилось, что у них простой райдер: они летят экономклассом, могут жить в стандартных номерах в гостинице, едят обычную еду. Одним словом, неприхотливы. Это английский коллектив, все профессиональные музыканты. Хорошие отзывы из разных стран, люди выходят с концертов довольные. В общем, абсолютно ничего плохого я о них не слышал.
Они приедут за день до мероприятия, чтобы спокойно выспаться, адаптироваться, посмотреть город, дать интервью, подготовиться к концерту в спокойной обстановке.
– И всё же, Сабит, это трибьют. В чём такое сходство с оригиналом, что вы оптимистично настроены?
– Эта группа выглядит, как АВВА, поёт, как АВВА, и живёт, как АВВА. Они полностью поглощены процессом. Перед тем как начать деятельность, они очень долго готовились, вживались в роли, подошли к саунду с большой щепетильностью.
На концерте будет "тот самый" звук 70-х. Знаете, почему? Потому что они используют оригинальные клавиши, которых мы не можем найти в Казахстане. Это раритет. Договорились, что они привезут их с собой. Это будет эксклюзивный звук, только эти клавиши могут воспроизвести звуки АВВА. Кроме того, у музыкантов специфические гитары, которые тоже будут звучать как гитары коллектива АВВА. Мы не можем поставить современное оборудование, потому что это уже будет совсем не тот эффект.
Также приятный бонус: перед концертом мы покажем на больших экранах фильм, в котором настоящая АВВА в эксклюзивных интервью расскажет, почему они прекратили выступать. Как они начинали, как познакомились, что творилось внутри коллектива, какие они эмоции переживали, как пришли к решению закончить музыкальную карьеру, чем они занимались после этого. За 50 минут фильма зритель настроится на нужную волну. Вообще я рекомендую всем прийти пораньше.
– Когда вы продавали билеты на этот концерт, запустили интересную акцию: те, кто успел приобрести билет до 31 августа, получили дополнительные бонусы. Расскажите об этом подробнее.
– Я вам больше скажу: даже те, кто не успел воспользоваться акцией, получат бонусы. Например, мы договорились с компанией Uber, и каждый, у кого есть билет, получит 1000 тенге на поездку до "Алматы Арена", подробности лучше посмотреть на abba.zakazbiletov.kz.
А акция простая, это общеевропейская фишка, называется ранний вход (Early Entrance). То есть если ты купил билет заранее, получаешь возможность зайти на концерт и занять своё место раньше всех. Эта фишка возникла после концерта Бейонсе, мне об этом рассказывали партнёры: чтобы занять лучшие места в фан-зоне у сцены, фанаты занимали очередь с трёх часов ночи. А концерт состоялся только на следующий день вечером. Организаторы поняли, что это очень тяжело для фанатов, и ввели эту практику на следующих концертах. Теперь, если ты купил билет заранее, то можешь прийти всего за два часа до начала и занять лучшие места. Это тот опыт, который надо перенимать, и мы пытаемся внедрить его в наш рынок.
– Сколько зрителей вы планируете привлечь на этот концерт?
– По билетной программе – 8-10 тысяч.
Сейчас на нас смотрят другие города: Астана, Усть-Каменогорск, Шымкент. Если этот концерт пройдёт хорошо, то будут дополнительные. Поддержите нас – и мы будем продолжать привозить классные коллективы.
– А было уже такое, чтобы группа хорошо зашла в Алматы и потом отправилась с концертами в другие города Казахстана?
– Хороший пример – это "Хор Турецкого". Он отлично выступает во многих городах. Вообще в туре по Средней Азии для звёзд можно делать три, максимум пять городов. К сожалению, пока больше не получается.
– Вы сказали, что у АВВА Platinum райдер очень скромный. А какие обычно райдеры у звёзд?
– Мне довелось поработать с Уитни Хьюстон. Я готовил её концерт в Астане ко Дню города, это было за два года до её смерти. Райдер был на 80 листов, он был очень детально прописан. Там даже был отдельный раздел по кейтерингу – какая должна быть еда, как она будет готовиться, как будет подаваться. Всё было расписано буквально по минутам и до мелочей.
Довольно сложными были первые концерты Земфиры. Как артист она профессионал, но очень капризная. Она любит, чтобы её райдер выполнялся точь-в-точь. По бытовой части она не заморачивается, но огромные претензии по технической части. Если у неё звук выполняется не полностью, как она просит, она может поднять из-за этого скандал. Все, кто с ней работал, знают: для этого артиста самое главное – звук. Если звучит плохо – жди беды.
А вот артистам "Диско-80" вообще всё равно, какая будет аппаратура. Ничего такого не прописывается в райдерах. Намного сложнее с современными. Тот же Linkin Park, который уже, к сожалению, скорее всего, не будет работать, чрезвычайно щепетильно относится к инструментам, обработкам – они профи. Практически все американские музыканты очень жёстко прописывают райдеры, они любят, чтобы соблюдалось всё до мелочей.
– Как вы считаете, вы составляете достойную конкуренцию на рынке?
– Здесь нормальный рыночный процесс. Мы не боремся с конкурентами, мы просто стараемся делать работу лучше, достойно. Конкуренция – это очень хорошая вещь, от которой выигрывает наш клиент. Мы придумываем новые фишки, акции, постоянно улучшаем сервис, чтобы наш потребитель это оценил.
– У вас были моменты отчаяния, когда всё было настолько плохо, что руки опускались, и ничего не хотелось?
– Сам по себе бизнес сложный, операционка очень бешеная. Здесь всё зависит от твоего внутреннего стального стержня, от характера, от твоих возможностей и желания. Но меня, честно говоря, никогда не посещала мысль "завтра же всё закрыть, всё продать". Потому что мне жалко свой труд, время, деньги. Это наше детище, в которое мы очень много вложили. Но если поступит предложение, от которого будет сложно отказаться, я подумаю.
– Расскажите о ваших планах на ближайшее время.
– В плане концертов до Нового года больше ничего проводить не будем. Поддержим других организаторов, которые планируют концерты в Казахстане. К тому же zakazbiletov.kz продаёт билеты не только на казахстанские мероприятия, но также и на зарубежные. Наши клиенты были на Олимпийских играх, ездят на чемпионаты мира и Европы, теннисные турниры, "Формулу-1", на футбольные матчи. Мы будем заниматься продажей билетов на чемпионат мира по футболу, который состоится в России в следующем году. Наш главный конёк: мы достанем вам любой билет, вип-ложу, даже если мероприятие уже SOLD OUT (все билеты распроданы – Авт.).
Кстати, билеты на все российские мероприятия продаются по номинальной стоимости, с нашей стороны нет никаких сервисных сборов. Так что welcome в раздел "Российские мероприятия" на нашем сайте.
Сейчас очень активно стал развиваться событийный туризм, в компании есть туротдел, и если человек хочет куда-то поехать, мы ему помогаем. У него не болит голова ни о визе, ни о проживании, ни о том, как он попадёт на мероприятие. Он просто едет и отдыхает.
Последние два года нам было тяжеловато из-за того, что происходило в мировой экономике. Но мы будем надеяться, что всё стабилизируется, и будем развивать сервис дальше. Нам ещё много чего нужно сделать и есть к чему стремиться. В последнее время я стал активно обучаться – посещаю множество семинаров, связанных с интернетом, продвижением, digital. Езжу в командировки, общаюсь с партнёрами, перенимаю опыт. Планов очень много, мы будем продолжать развиваться.