На площадке проекта i-balaqai talks эксперты в области образования обсудили готовность казахстанцев к новому учебному году.

"Не хватает восьми тысяч учителей-предметников"

Рустем Бигари, вице-министр образования и науки РК



В новом учебном году два миллиона детей с 5 по 11 класс будут учиться дистанционно. Более двух тысяч школ из семи тысяч будут обучаться в офлайн-формате – это сельские малокомплектные школы, где не более 80 детей. В зависимости от эпидситуации возможен постепенный переход в обычный режим.

Анализ прошлого учебного года показал, что из трёх миллионов учеников только около 800 тысяч имеют дома компьютеры. Полтора миллиона детей занимались через смартфоны, что неудобно. В прошлом учебном году акиматы обеспечили 150 тысяч детей компьютерами. За лето приобретено 200 тысяч компьютеров. Требуется ещё 500 тысяч компьютеров.

В четвёртой четверти нас спрашивали: на какой онлайн-платформе будет обучение? Мы выбрали подход, при котором каждый учитель, школа может выбирать свою платформу.

Операторы сотовой связи и Министерство цифровизации заключили меморандум, дав бесплатный и безлимитный доступ для образовательных платформ. В этом году то же самое будет. С 20 августа все, кто пользуется сотовыми телефонами, мобильной связью, интернетом, могут бесплатно, безлимитно пользоваться отечественными образовательными ресурсами.

Ещё одна проблема – дефицит учителей-предметников. Не хватает восьми тысяч преподавателей химии, физики, биологии. При этом в регионах есть такие замечательные учителя, которые не просто могли бы записывать уроки, но и вести эти уроки, повышать знания там, где этих учителей-предметников не хватает. Наша задача – создать условия, чтобы учителя могли свой продукт создавать и передавать знания.

"Есть рекомендация: в ноябре объявить карантин"

Алмаз Шарман, президент Академии профилактической медицины



Опубликовано несколько исследований (Великобритания, Южная Корея) на тему заражаемости и восприимчивости детей разных возрастов к коронавирусу. Резюме заключается в том, что дети заражаются меньше, чем взрослые. Они в меньшей степени передают инфекцию друг другу и взрослым. Они с меньшей тяжестью переносят Сovid-19. Хотя бывают сложные и опасные случаи, такие как синдром Кавасаки. Три месяца назад он был обнаружен в Нью-Йорке, говорят, что в Казахстане он проявился в Актобе.

Читайте также: Синдром Кавасаки у детей после Covid-19. Всё, что нужно знать

У детей рисков меньше, но это не означает, что риски отсутствуют. Многие страны пришли к выводу, что имеет смысл открывать школы, соблюдая меры предосторожности. Например, дистанция, гибридная модель обучения (три дня учится одна группа детей, три дня – другая). Дело в том, что отсутствие социализации для детей гораздо хуже, чем вероятность заболеть, потому что они могут сильно страдать от психологических травм, я уже не говорю о домашнем насилии.

Говоря об открытии школ с медицинской и эпидемиологической точки зрения, важно учитывать несколько факторов. Главный показатель – эпидемиологическая ситуация в стране. В Казахстане она в целом не совсем хорошая. По прогнозам в мире ожидается, что с 1 ноября ежедневно будет 50 тысяч заразившихся, из которых 80-100 человек в день будут умирать от коронавируса. В связи с этим есть рекомендация: в ноябре объявить карантин.

Почему это хорошая новость? В июне-июле много казахстанцев переболели Сovid-19. Мы, медики, называем это "гетерогенной эпидемией". Заболели все, кто должен был заболеть (люди с хроническим заболеваниям, пожилые и так далее). Мы приближаемся к тому, что называется "коллективный иммунитет". Гарвардские учёные говорят, что коллективный иммунитет достигается при 70% заражённых. Недавно было сообщение, что при 40-45%. Я считаю, что 25% коллективного иммунитета обеспечит нормальный выход на улицу.

Опасно будет осенью из-за комбинации двух вирусов: гриппа и Сovid-19. Вирус – это паразит, он может жить только в организме – если он убьёт человека, то и сам умрёт. Эволюция заключается в том, что любой вирус должен ослабевать. Ему невыгодно убивать своего "хозяина". Я думаю, что в целом вирулетность вируса (способность вызывать заболевание или смерть. – Авт.) будет снижена и к этому времени будет вакцина.

"Никогда онлайн-школа не заменит традиционную"

Олег Пак, директор школы имени Валиханова



Я считаю, что доля дистанционного образования будет расти, потому что у него есть свои преимущества. Например, в дистанционном формате есть больше возможностей у ребёнка развиваться в его собственном режиме.

Правильное дистанционное образование по-нашему – это синхронная и асинхронная формы обучения. Что это такое?

  • Синхронное – обучение онлайн, вебинары, ученик находится в одном виртуальном пространстве с учителем.
  • Асинхронное – когда учитель даёт ученику возможность самостоятельно работать в каком-то направлении. Это не значит, что дали задание, и разбирайся как хочешь. Это означает, что учитель снабжает ученика всеми необходимыми материалами, инструкциями, видеосюжетами, текстовой информацией и так далее.

Почему важно комбинировать эти два вида обучения? В начальных классах дети не способны долго находиться перед компьютером и воспринимать информацию. Большой вред здоровью наносят экраны, мониторы, от которых идёт излучение, портится зрение, физическая неподвижность приведёт к искривлению позвоночника.

Читайте также: Как во время пандемии коронавируса учатся школьники в других странах? Международный опыт

Никогда онлайн-школа не заменит традиционную, особенно, когда все поражены другим вирусом – вирусом смартфонов. Мы должны научить детей строить эффективные коммуникации, навыкам сотрудничества – делиться идеями, слышать другого человека. В онлайн-формате это сложно сделать.

Принимая решение, каким должно быть образование, надо учитывать, что многие родители будут привязаны к детям, которые учатся в 1, 2, 3 классах. Когда мы говорим о плюсах дистанционного обучения, это всё относится к старшим классам, начиная с пятого класса. Маленьких детей надо научить. Значит, родитель должен быть рядом, не пойти на работу. А если ребёнок не один, а их несколько?

"Мы не задумываемся об эмоциональном выгорании педагогов"

Саясат Нурбек, руководитель проекта "Атлас новых профессий Казахстана", руководитель образовательного центра компании BTS Digital



Существует проблема цифровой грамотности не только педагогов, но и детей. Как проконтролировать, выполнил ли ребёнок домашнее задание? Как провести контроль знаний? Здесь возникает серьёзный запрос, о котором мы пока не задумываемся – управление ресурсным состоянием и эмоциональное выгорание педагогов.

Когда вы работаете в онлайн-формате, мозг сильно перегружается. Когда мы с вами беседуем в офлайн-формате, мозг отдыхает, потому что есть язык телодвижений, эмоциональный контакт, сигналы, которые мозг спокойно интерпретирует, и идёт полноценная коммуникация.

Представьте, этого всего нет, социальная коммуникация полноценно не передаётся, мозг находится в стрессе. Люди, которые проводят много конференций в Zoom, к концу рабочего дня чувствуют эмоциональное выгорание. Представьте, какая нагрузка ляжет на преподавателей, которые не обучены работать в новой эмоциональной среде. Появятся новые вызовы, которых мы ещё не понимаем, не просчитываем.

Читайте также: "Оценки за четвёртую четверть учителя ставили родителям". Монологи о дистанционном обучении

Мой самый большой страх, что мы покажем профанацию дистанционного образования, не показав его плюсы, преимущества, вызовем массовое отвращение детей и родителей к дистанционному обучению.

Сейчас нужно поддержать Министерство образования, как бы мы его ни критиковали. Но считаю, что необходимо создать сall-центры для учителей в режиме 24/7, чтобы они могли узнать элементарные вопросы настройки: включить, выключить, сменить фон, организовать работу и так далее.