Почему байконурцы не могут быть владельцами недвижимости
Наблюдая за пусками космических кораблей с "Байконура", немногие задумываются о том, как живут жители маленького казахстанского города с особым статусом, на въездах в который, как и 60 лет назад, расположены КПП.
Согласно договору аренды, городом управляет администрация со стороны России, работает офис спецпредставителя казахстанского президента, а важные вопросы жизни всего комплекса (космодрома и города) обсуждают раз в год на заседаниях межправительственной комиссии, которые проводятся в Байконуре, Москве или Астане.
Последнее заседание такой комиссии по вопросам развития комплекса "Байконур" проходило в казахстанской столице с 6 по 8 сентября 2023 года.
В интервью Informburo.kz спецпредставитель президента РК на комплексе "Байконур" Кайрат Нуртай рассказал о некоторых вопросах, которые обсуждали чиновники и эксперты за закрытыми дверями, а также о своём видении настоящего и будущего казахстанского звёздного городка.
– Кайрат Ырзакулулы, какие предложения обсуждались и что было решено?
– На заседании межправительственной комиссии обсуждались два блока вопросов – о развитии космической отрасли и комплекса "Байконур". Все понимают, что время не стоит на месте. В договор аренды комплекса, межправительственное соглашение по вопросам развития города, его совместного использования надо вносить изменения.
В этом году мы внесли предложение по упрощению пропусков для граждан Республики Казахстан, так как остро стоит вопрос трудоустройства населения. В советское время город строился для развития космической отрасли, космодрома. И все предприятия в Байконуре были государственные. Сейчас же развивается малый и средний бизнес. И для этого необходимо прежде всего упростить въезд и выезд из города.
– И ещё одно условие для развития бизнеса здесь – применение налогового законодательства Казахстана. Ведь в РФ налог на добавленную стоимость взимается в размере 18%, а в Казахстане – 12%...
– Да, но пока на территории Байконура используется налоговое законодательство Российской Федерации, так прописано в договорах двух стран.
Наши коллеги с российской стороны это понимают и готовы внести изменения в документы. В первую очередь в межправительственные, потом – в казахстанские нормативно-правовые акты, чтобы казахстанцы могли по национальному налоговому законодательству организовывать предпринимательскую деятельность.
Город находится в Казахстане, поэтому товары народного потребления, газ, электроэнергия – всё должно закупаться в своей стране. Байконурцы возмущаются, потому что многие из них выезжают за пределы города в посёлок Тюратам (расположен в двух километрах от города. – Ред.) за продуктами. Потому что в городе всё дороже как минимум на 20%.
К примеру, в Тюратаме проживает всего 12 тысяч жителей, из них свыше полутора тысяч зарегистрированы в качестве предпринимателей. А в Байконуре с населением около 70 тысяч человек – всего 500 предпринимателей.
Надеемся, что с переходом на казахстанское налоговое законодательство изменятся цены, город начнёт бурно развиваться.
В городе много хороших зданий, которые можно использовать в партнёрстве с малым и средним бизнесом. То есть высвободившиеся объекты, которые раньше использовались в космической отрасли, дальше будем предлагать под индустриальные зоны. Даже небольшие предприятия могут создавать 10–15 рабочих мест с хорошей зарплатой. Это очень важно.
Планируем, что к следующему заседанию межправкомиссии, которое пройдёт в сентябре 2024 года, провести определённый объём подготовительных работ. Потому что вопросы законотворчества, изменения в нормативные акты занимают время, есть определённый регламент.
– Коренные байконурцы жалуются на нерешаемые годами проблемы по приобретению недвижимости в собственность.
– Вопрос приватизации – очень обсуждаемый. Я изучал историю, откуда вообще этот вопрос возник. Жители города в принципе сейчас живут, как и жили, в своих квартирах, также делают ремонты, но не могут их заложить или передать наследникам. Потому что эти квартиры считаются служебным жильём. Исторически так сложилось ещё в советское время.
Сейчас, чтобы приватизировать, нужно разработать хороший механизм. Повторюсь, город в аренде, всё имущество Республики Казахстан в аренде у Российской Федерации. Мы должны внести изменения в соглашения и потом продолжить эту работу.
– Насколько активно этот вопрос обсуждается на заседаниях межправкомиссии?
– Очень активно. Мы его поднимаем на каждом заседании. Я как спецпредставитель участвовал в двух последних заседаниях, и этот вопрос обсуждался дважды. Пока коллеги прорабатывают механизм, как это сделать.
Потому что эти дома дальше нужно будет ремонтировать, чтобы их отдать в хорошем виде. Потому что когда дома станут собственностью байконурцев, жителям самим придётся их ремонтировать. Пока это собственность государства – их поддерживает государство. Согласно нашим договорённостям, которые подписаны ещё в 1995 году, сейчас за всё отвечает правительство Российской Федерации.
– Как Казахстан участвует в развитии своего города?
– Последние годы мы построили школы, детские сады, больницу. Сейчас понимаем, что надо обновлять инфраструктуру. Первый этап прошёл: поменяли канализационные, водопроводные трубы.
К примеру, на проект реконструкции водопровода и водоотведения выделено свыше 12 млрд тенге. На первом этапе было освоено 900 млн тенге. В трёхгодичном республиканском бюджете на проект заложено 11,3 млрд тенге, определена компания, которая будет этим заниматься.
Казахстан вносит серьёзный вклад в развитие Байконура. Один микрорайон – седьмой – строится за счёт республиканского бюджета. На балансе города около 350 многоквартирных домов. Мы построили пять современных домов, в общей сложности сдали 250 квартир, ещё 250 квартир планируется сдать в следующем году. Это большой вклад Казахстана. Дальше, согласно генеральному плану, эти работы будут продолжены.
– Как полагаете, не пора ли убрать КПП на границах города? Военных давно здесь нет, а Байконур по-прежнему на замке.
– Так сложилось ещё в советские времена. Как жили байконурцы раньше, так и живут. Это было совместное решение на уровне двух государств. Пока, согласно действующему соглашению, город остаётся режимным объектом, он должен быть ограждён, должны соблюдаться все необходимые регламенты.
По вопросу открытия города мнения, кстати, разделяются. Перед отъездом на заседание межправительственной комиссии меня горожане с тревогой спрашивали: "Вы что, собираетесь город открывать?"
Кто-то говорит, что так, как сейчас, безопасней, жители так привыкли. Но есть и те, кто говорит обратное: "Да, надо открывать, чтобы город развивался". Согласен, надо развивать туризм, другие отрасли экономики. И этот вопрос на повестке дня есть. На межправкомиссии он тоже обсуждался.
Уже в этом году решено в качестве эксперимента упростить пропускной режим, чтобы местные жители могли на КПП оформлять документы и пропускать к себе, например, родственников.
Это первый этап. Позже изменения надо будет вносить в соглашение. В будущем, я думаю, и этот вопрос решится.